Помочь может суд

| консультации | печать
Предприятие оплачивает транспортный налог в Республике Удмуртия по автомобилям УАЗ-390992 (категория ТС «B» (разрешенная максимальная масса 2820 кг) - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми), ИЖ-2715 (категория ТС «B» (разрешенная максимальная масса 1615 кг) - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3500 кг), ИЖ-2715 (категория ТС «B» (разрешенная максимальная масса 1615 кг) - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3500 кг). По автотранспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, ставка транспортного налога зависит от их категории по классификации Венской конвенции. По вышеперечисленным транспортным средствам применена налоговая ставка 8 руб. по категории ТС «B» (М1, М1С. № 1) - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. При камеральной проверке налоговая инспекция предложила пересчитать налог по ставке 25 руб. за 1 л. с. Права ли она?

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и других факторов (п. 1 ст. 361 НК РФ).

На территории Удмуртской Республики ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» (далее - Закон № 63-РЗ) установлены, в частности, следующие ставки:

- 8 руб. за 1 л. с. - легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно;

- 25 руб. за 1 л. с. - грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно.

Следует отметить, что ни Налоговым кодексом РФ, ни Законом № 63-РЗ не определены критерии, позволяющие отнести транспортные средства к категории грузовых или легковых автомобилей.

Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог», утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII.

Следует отметить, что группировки транспортных средств в ОКОФ не совпадают с группировкой транспортных средств по ст. 361 НК РФ.

Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в Приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005. В данной таблице выделена, в частности, категория «B» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.

Однако к категории «B» могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили с указанными параметрами (п. 60.2 вышеуказанного Приказа). Данный вывод подтверждает Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2007 № Ф09-7201/07-С3.

Тем не менее Минфин России в Письме от 29.03.2007 № 03-05-06-04/17 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «B» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.

Некоторые суды также считают, что отнесение транспортного средства к категории «В» дает право применять ставки, установленные для легковых автомобилей (Постановления ФАС Уральского округа от 24.07.2007 № Ф09-5697/07-С3, от 16.03.2005 № Ф09-760/05-АК, Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 № Ф08-6558/2006-2712А). Отметим, что в указанных Постановлениях рассматривались, в частности, автомобили УАЗ-3909 и ИЖ-2715.

Таким образом, имеет место несоответствие в законодательстве, поскольку классификация категорий ТС в рассмотренных нормативных документах (ОКОФ и Конвенции) не совпадает с классификацией ТС, установленной в ст. 361 НК РФ для целей исчисления транспортного налога.

Поскольку указанные нормативные документы не позволяют однозначно отнести автомобили УАЗ-390992 и ИЖ-2715 к грузовым или легковым, обратимся к ГОСТу Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 № 139-ст). В указанном ГОСТе выделены, в частности, следующие категории автомобилей:

- Категория «М1» - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);

- Категория «№ 1» - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).

Данные по сертификации автомобиля в соответствие с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль.

В нашем распоряжении имеются данные только по автомобилю УАЗ-390992. Так, в Письме Управления МНС России по г. Москве от 03.08.2004 № 23-01/3/50988 представлена информация от ОАО «Ульяновский автомобильный завод» по выпускаемым автотранспортным средствам.

По данным службы главного конструктора ОАО «Ульяновский автомобильный завод», модели автомобилей, их модификаций, исполнений и комплектаций, обозначение которых начинается с 3909, должны быть отнесены к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории «№ 1» «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны».

Несмотря на это, многие суды по автомобилю УАЗ-3909 считают правомерным применение ставок, установленных для легковых автомобилей. Основными аргументами судов являются:

- положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 № Ф04-6866/2006(28032-А81-15), Ф04-6866/2006(27537-А81-15));

- недоказанность принадлежности спорных автомобилей в налоговых целях к категории грузовых (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2007 № А56-25396/2006). По такому же основанию автомобиль ИЖ-2715 был отнесен судом к категории легковых автомобилей (Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2006 № Ф09-4634/06-С1 по делу № А71-740/05).

Выводы

Вопрос о применении ставок транспортного налога по автомобилям УАЗ-390992 и ИЖ-2715 является спорным и решается в судебном порядке.

Суды в подобных ситуациях, как правило, поддерживают налогоплательщика. Поэтому считаем, что в вашем случае достаточно высокие шансы отстоять в суде правомерность применения ставок транспортного налога по автомобилям УАЗ-390992 и ИЖ-2715 из расчета 8 руб. за 1 л. с. При этом в суде, на наш взгляд, могут использоваться любые документы, определяющие категорию автомобиля (например, письмо завода-изготовителя, документы, подтверждающие характер использования автомобиля).