Наследство «с начинкой»

| консультации | печать
Я стала единственным собственником дома как наследник по завещанию, в котором было оговорено право пожилой женщины, которая помогала по хозяйству наследодателю, проживать в этом доме. Следует ли мне заключать с ней соглашение о порядке пользования домом, поскольку я также намерена проживать в нем? Можно ли требовать с нее какую-либо плату? Есть ли возможность оспорить эту часть завещания с учетом того, что у этой женщины есть собственное жилье? Если такой возможности нет, то можно ли на законном основании заключить с ней соглашение об ее отказе от дома?

В данном случае имеет место завещательный отказ, предусмотренный ст. 1137 ГК РФ. Согласно названной норме завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности.

В частности, на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни последнего или иной срок право пользоваться этим помещением или его определенной частью.

Правоотношения, связанные с пользованием жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу, конкретизированы в ст. 33 ЖК РФ. Из данной нормы, в частности, следует, что отказополучатель пользуется жилым помещением наравне с его собственником. По истечении установленного завещательным отказом срока проживания право пользования помещением прекращается, за исключением случаев, если такое право у соответствующего гражданина возникло на ином законном основании.

Дееспособный отказополучатель несет солидарную с собственником жилья ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования помещением, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Отказополучатель также вправе потребовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа.

По первому вопросу. Из приведенных положений следует, что правоотношения, возникающие между наследником и пользователем жилья, не требуют их «закрепления» отдельным соглашением. Однако конкретизация таких отношений в договоре возможна. Например, стороны могут «поделить» жилую и иную площадь, если в завещании не оговорены конкретные помещения дома, которыми может пользоваться отказополучатель. При недостижении такого соглашения спор может быть разрешен судом.

По второму вопросу. Поскольку в силу закона отказополучатель имеет право пользоваться жильем наравне с собственником и несет солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования помещением, наследник вправе требовать от него возмещения соответствующей части расходов по содержанию дома. Это также может быть оговорено в договоре.

Отвечая на третий вопрос, следует отметить, что ст. 1137 ГК и ст. 37 ЖК РФ не связывают возможность завещательного отказа в пользу определенного лица с его обеспеченностью жильем. Поэтому наличие у отказополучателя жилого помещения не является основанием для оспаривания его права по завещанию.

И по четвертому вопросу. К отношениям между отказополучателем (кредитором) и наследником, на которого возложен завещательный отказ (должником), применяются положения Гражданского кодекса РФ об обязательствах, если из правил его раздела «Наследственное право» и существа завещательного отказа не следует иное (п. 3ст. 1137 ГК РФ).

Одним из оснований прекращения обязательств является предоставление должником взамен его исполнения отступного (уплата денег, передача имущества и т. п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами (ст. 409 ГК РФ).

В данном случае допустимо заключение соглашения об отступном, по которому отказополучатель согласится с прекращением его права пользования домом взамен, например, на получение денег. По мнению автора, такая сделка не будет противоречить законодательству.