1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 2286

При выполнении работ по мелкому ремонту письменный договор с потребителем можно не заключать

Наша компания (ОАО) оказывает услуги физическим лицам: мы выполняем мелкий ремонт техники. Средняя сумма, которую мы получаем от заказчика, составляет 200—500 руб. Нужно ли нам заключать письменный договор возмездного оказания услуг с каждым клиентом? Или достаточно счета, заявки от заказчика и акта выполненных работ?

Письменный договор в виде единого документа, подписанного обеими сторонами, заключать не нужно. Письменная форма договора с точки зрения ГК РФ считается соблюденной при оформлении счета на оплату от компании и заявки на выполнение работ от потребителя.

По общему правилу Гражданский кодекс РФ требует от компаний заключения в письменной форме сделок между собой и с гражданами (п. 1 ст. 161). Из этого правила есть исключение: например, если ремонтные работы выполняются подрядчиком сразу же при совершении сделки, то для нее допустима и устная форма (п. 2 ст. 159 ГК РФ).

Рассмотрим ситуацию, при которой ремонт выполняется не сразу, а спустя некоторое время и в которой соответственно необходим письменный договор. Письменный договор в классическом понимании — это единый документ, содержащий все существенные условия и подписанный сторонами. Но под письменной формой может пониматься не только составление единого документа, подписанного обеими сторонами, или, например, договор и протокол разногласий к нему. К письменной форме договора также относится направление оферты и акцепта такой оферты.

Под офертой понимается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 435 ГК РФ). В данной ситуации оферта — объявленные публично условия договора (их можно указать на вывеске, информационном стенде в офисе компании, а также в счете на оплату для конкретного заказчика).

Под акцептом понимают ответ лица, которому адресована оферта, о ее полном и безоговорочном принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ). В данном случае акцептом является заявка заказчика.

Оформленные заявка и счет на оплату не только закрепляют правоотношения заказчика и подрядчика в гражданско-правовом смысле, но и являются первичными учетными документами в смысле законодательства о бухгалтерском учете. Поэтому необходимо помнить, что такие документы должны содержать обязательные для “первички” сведения (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кстати, в вопросе говорится о заключении договора оказания возмездного оказания услуг, в то время как бытовой ремонт, который выполняет компания, осуществляется на основании договора бытового подряда (п. 1 ст. 730 ГК РФ). Об этом стоит помнить при составлении счета и заявки, поскольку существенные условия договора подряда и возмездного оказания услуг различаются.