1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1083

Применение тарифа надо обосновать

Для оплаты коммунальных услуг в Москве по тарифу, установленному для группы потребителей «население», управляющая компания должна предоставить энергоснабжающей организации сведения о нанимателях и собственниках, имеющих более одного жилого помещения либо занимающих жилые помещения площадью, превышающей норму (постановление Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 № 13936/09).

Между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией был заключен договор энергоснабжения потребителей тепловой энергией. По договору стоимость тепловой энергии, потребленной абонентом, рассчитывается по тарифу, установленному органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов для соответствующих групп потребителей.

При расчетах за тепловую энергию, потребленную населением, проживающим в многоквартирных жилых домах в качестве субабонентов, и при выставлении платежных документов абоненту энергоснабжающая организация в 2005 г. исходила из тарифа «прочие потребители», а в 2006 г. — из тарифа «управляющие организации». Управляющая компания в указанный период производила расчеты и оплачивала тепловую энергию по тарифу «население». Энергоснабжающая организация сочла расчеты управляющей компании необоснованными и обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, составляющей разницу между стоимостью, указанной в выставлявшихся абоненту платежных документах, и оплатой, произведенной абонентом.

Суды первой и кассационной инстанций иск удовлетворили. Тем не менее Президиум ВАС РФ, рассматривая дело в порядке надзора, судебные решения изменил.

ВАС РФ указал, что в 2005 г. тепловая энергия оплачивалась по тарифу «население», поскольку именно к такому выводу пришел арбитражный суд, рассматривая другое дело с участием тех же лиц. Решение арбитражного суда имеет преюдициальное значение, поскольку в рамках дела исследовался 2005-й тарифный год.

В отношении 2006 г. судебный акт не мог рассматриваться как преюдициальный, поскольку тогда тарифное регулирование в г. Москве изменилось.

По мнению ВАС РФ, при определении платы за январь — май 2006 г. нужно было применять тариф «управляющие организации», поскольку в этот период в соответствии с п. 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109), Правилами предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.09.94 № 1009), а также постановлением РЭК Москвы от 12.12.2005 № 86 ответчик, будучи абонентом, относился к группе потребителей «управляющие организации», так как он обслуживал жилой фонд и покупал тепловую энергию для оказания коммунальных услуг населению.

В июне — декабре 2006 г. правовое регулирование отношений между управляющими организациями — исполнителями коммунальных услуг и теплоснабжающими предприятиями изменилось из-за введения в действие новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Согласно п. 15 названных Правил, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, размер платы за приобретение исполнителем тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным для граждан.

В силу п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ. В рассматриваемый период (октябрь — декабрь 2006 г.) цены на услуги отопления и горячего водоснабжения для расчетов с населением были утверждены постановлением Правительства Москвы от 07.02.2006 № 67-ПП. Наниматели и собственники, которые имели более одного жилого помещения либо занимали жилые помещения площадью свыше установленной нормы, оплачивали коммунальные услуги по общему тарифу, а не по тарифу для группы потребителей «население».

Поскольку ответчик первичными документами не подтвердил, в какой части он должен был взимать с населения плату за коммунальные услуги по общему тарифу, энергоснабжающая организация правомерно применила тариф «управляющие организации».

Итак, если органом государственной власти субъекта РФ тарифы на коммунальные услуги установлены дифференцированно для разных категорий граждан, управляющая компания должна предоставить энергоснабжающей организации сведения по данным категориям граждан. В противном случае размер платы для управляющей компании рассчитывается исходя из максимального тарифа, установленного для различных категорий граждан.