В Минпромторге предпочитают русские конфеты

| статьи | печать

Министерство промышленности и торговли затеяло очередное расследование в отношении импортной карамели. Ведомству кажется подозрительным, что цены на заграничное лакомство меньше себестоимости аналогичной отечественной продукции. Демпинговые цены приводят к росту импорта карамели в тот период, когда, казалось бы, все располагает к импортозамещению.

О начале контрольных мероприятий промышленно-торговое ведомство объявило 11 марта. Сейчас, как и девять лет назад, поводом для специального защитного расследования в отношении карамели, ввозимой на таможенную территорию РФ, послужило заявление Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд». В письме с жалобой на импортеров профессиональное объединение, на долю которого приходится около 50% общего объема производства карамели в России, рассказало о развитии карамельного рынка в период с 2006 по 2008 г., а также в 1-м полугодии 2009 г.

Импорт растет, производство падает

В первую очередь российских производителей беспокоит увеличение импорта сладостей на территорию РФ. С 2006 по 2008 г. объем ввезенной карамели возрос на 119,5%, а в 1-м полугодии 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. — на 42%. И это несмотря на кризис и предпосылки к импортозамещению.

Еще один камень преткновения для отечественных фабрик — увеличение ввоза из-за границы происходит на фоне снижения цен на импортную продукцию. За период с 2006 по 2008 г. средневзвешенная цена на карамель, ввозимую на таможенную территорию России, возросла на 18,2%. Впрочем, соотношение российских отпускных цен в долларовом выражении и средневзвешенных цен импорта изменилось в пользу заграничного товара: если в 2006 г. российские цены были на 5% ниже импортных, то в 2008-м российские цены уже превышали цены на иностранную карамель на 8%.

В 1-м полугодии 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 14,5% упали цены на заграничные конфеты, а вслед за ними и цены на российскую карамель. Однако догнать иностранцев отечественные фабрики не смогли: цены на конфеты местного производства по-прежнему были выше импортных.

Члены ассоциации уверяют, что не могут снизить цены на карамель до уровня, предлагаемого иностранцами, поскольку это значительно ниже себестоимости отечественного производства. В рассматриваемый период себестоимость карамели росла опережающими темпами относительно темпов прироста средневзвешенных отпускных цен на конфеты российского производства: 56,1% против 50,9% соответственно. Причем себестоимость производства карамели в 1-м полугодии 2008 и 2009 гг. превышала уровень средневзвешенных отпускных цен на российскую карамель, что привело к отрицательным значениям рентабельности продаж и производства.

Рентабельность продаж и прибыль от реализации российской карамели на внутреннем рынке снизились на 3,5 п.п. и на 72,4% соответственно. Объем потребления сократился на 3,7%, а объем реализации карамели российского производства на внутреннем рынке — на 8,6%, что на фоне роста импорта в 2,2 раза привело к сокращению доли присутствия российских производителей на внутреннем рынке на 4,9 п.п. Объем производства за тот же период снизился на 7,2%. Показатель соотношения российского производства и объема импорта карамели уменьшился более чем в 2 раза. Объемы производства и продаж карамели предприятиями, входящими в «Асконд», сократились на 7,7 и 6,7%. В то же время размер экспортных поставок вырос на 19%, а доля экспорта в объеме производства предприятий — с 3,1 до 4%.

В 1-м полугодии 2009 г. по отношению к 1-му полугодию 2008 г. отрицательная динамика продолжилась: потребление российской карамели снизилось на 6,4%, реализация — на 9,8, производство — на 9,7%. Доля отечественных леденцов сократилась на 3,4 п.п., при этом объем импорта карамели за аналогичный период возрос на 42,1%. Соотношение объемов российского производства и импорта сократилось на 36,4%. Объем экспорта предприятиями заявителя уменьшился на 6,5%. Загрузка производственных мощностей — на 6,2 п.п.

Уменьшение объемов выпуска карамели на российских предприятиях привело к снижению степени загрузки производственных мощностей фабрик, входящих в «Асконд», на 4,2 п.п. при одновременном незначительном снижении производственных мощностей на 0,3%. В результате на 1,3% сократилась численность персонала, занятого в производстве карамели, поскольку производительность труда сохранялась приблизительно на одном уровне.

Перечислив в письме эти факты, российские изготовители убедили чиновников из Минпромторга, что сложившаяся ситуация приводит к ухудшению производственно-экономических показателей и наносит серьезный ущерб отрасли российской экономики. Торгово-промышленное ведомство приступило к расследованию.

Тенденции и перспективы

Одной из наиболее ярких тенденций развития российского карамельного рынка является замещение в общем объеме продаж традиционных конфет функциональными сладостями с различными эффектами (например, освежающим или медицинским). Сегмент функциональных леденцов контролируют крупные международные компании, такие как Chupa Chups, Dirol, Cadbury, Mars, Perfetti Van Melle. На их долю приходится 70% продаж леденцов. В десятке крупнейших производителей нет ни одного российского. Отечественные производители в основном производят традиционную карамель, которая занимает около 5,5% рынка. Выпускать в огромных количествах известные с советских времен конфеты российские фабрики заставляет необходимость поддержки рентабельности производства.

Выходит, что отечественные производители не выдерживают конкуренции, с одной стороны, по качеству с западной продукцией, с другой — по цене со сладостями из ближнего зарубежья.

Чтобы выиграть битву с иностранцами, российским компаниям необходимо освоить выпуск популярных лакомств, предлагаемых западными производителями, таких как жевательный мармелад (29% рынка карамели), помадки, сливочные тянучки и леденцы на палочке с начинками. Есть и другой способ остаться на рынке — добиться повышения цен на традиционную карамель из стран ближнего зарубежья, например, путем увеличения ввозных пошлин.

Конфетные короли

Андрей Коркунов, Россия

В рейтинге российских миллиардеров — 2010, составленном журналом «Финанс», предприниматель занял 199-ю строчку. Состояние бизнесмена, разбогатевшего на производстве конфет, эксперты оценили в 0,4 млрд долл., или 12,1 млрд руб. Сладким бизнесом А. Коркунов начал заниматься в 1993 г., основав компанию по импорту кондитерской продукции, выстраивая сеть дистрибьютеров в Москве и регионах России. В 1997 г. компания начала строительство собственного кондитерского производства. За два года в Одинцовском районе был возведен новый комплекс по производству шоколадной продукции, оснащенный оборудованием из Италии и Германии. В сентябре 1999 г. фабрика выпустила первую продукцию с торговой маркой «А. Коркунов». В 2006 г. А. Коркунов продал 80% акций Одинцовской кондитерской фабрики американской компании Wrigley за 300 млн долл. Тогда оборот компании составлял 100 млн долл., а ежегодная прибыль была на уровне 18%. Оставшиеся 20% акций та же компания выкупила у А. Коркунова через два года.

Петр Порошенко, Украина

В 2009 г. журнал «Корреспондент» оценил состояние предпринимателя в 306 млн долл. В число основ капитала украинского бизнесмена входит кондитерская корпорация Roshen, которая в прошлом году увеличила производство продукции на 10 000 т.

Помимо четырех заводов на родине компания, выпускающая 25% сладостей Украины, владеет карамельной фабрикой «Ликонф» в Липецке (Россия), а также кондитерским производством в Клайпеде (Литва). В марте — апреле 2010 г. компания планирует начать строительство новой фабрики в Виннице, которая станет базой шоколадного производства. Инвестиции в данный проект составят 340 млн грн. Строительство фабрики займет два года.

Как заявляли представители компании в марте, корпорация ROSHEN купила в Липецке земельный участок площадью 16 га и готова начать строительство новой фабрики в этом городе уже в конце 2010 г. — начале 2011 г. Размер инвестиций в проект составит около 240 млн долл.

История карамельных войн

Аналогичную проверку министерство проводило в феврале 2001 г. Тогда по итогам ревизии Правительство России в мае 2001 г. установило повышенную пошлину на импортную карамель в размере 21% таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за килограмм. В январе 2002 г. ограничение, установленное на полгода, было продлено еще на 2,5 года.

Основными поставщиками карамели в Российскую Федерацию являются Украина, Китай, Германия и Польша. В первую очередь российские промышленники добиваются снижения импорта со стороны лидера импортеров сладостей — Украины, завоевавшей почти треть российского рынка карамели (по данным Госкомстата Украины поток украинской карамели в РФ в прошлом году составил порядка 7000 т на сумму 21 млн долл.).

В первый год действия повышенной пошлины на сладости (в 2001 г.) импорт украинской продукции упал на 40%. Затем украинские кондитеры нашли выход из ситуации и стали добавлять в карамель какао, ведь продукция с его содержанием под действие пошлины не подпадала.

По данным «Асконда», с 2002 по 2005 г. доля украинских производителей в карамельной отрасли России увеличилась с 20 до 50%. Успеху украинских импортеров способствовала разница в цене, которая составляла до 30% на карамель и до 10% — на шоколадную продукцию. Российские производители потребовали установить новые препоны для импорта.

С 14 ноября 2005 г. по решению правительства, возглавляемого тогда Михаилом Фрадковым, адвалорная ставка ввозной пошлины на карамель и прочие сахаристые изделия с Украины установлена на уровне 20%, специфическая — не менее 0,25 евро за килограмм. Вспоминая предыдущий опыт, руководство страны также предусмотрело специфическую пошлину размером не менее 0,6 евро за килограмм на ввоз патоки, шоколада и прочих пищевых продуктов, содержащих какао. Это решение в правительстве называли ответными мерами на существующую импортную пошлину в 15% при ввозе российской кондитерской продукции на территорию Украины. Ограничения были отменены в марте 2008 г.

К слову сказать, Россия не единственная страна, у которой есть претензии к украинским карамельным фабрикам. В демпинге цен их подозревают также Белоруссия и Казахстан.