1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Не бестселлер, но впечатлять обязан

Весна — время отчетной поры: акционерные общества готовятся к ежегодным собраниям. Передовой опыт и мировые тенденции, проявляемые в подготовке годовых отчетов, рассмотрели участники «круглого стола», организованного НП «Объединение специалистов по связям с инвесторами».

Во многих компаниях формирование годового отчета выделено в самостоятельный бизнес-процесс: затраты немалые, а результат не только оценка деятельности компании, но и принятие на ее основе решений о дальнейшем финансово-инвестиционном сотрудничестве. Западные компании в период подготовки отчетов ежедневно получают до 80 предложений от фирм, специализирующихся на разработке концепции и дизайна, оказывающих редакторские и полиграфические услуги. Появились такие компании и в нашем отечестве, но их немного. Большинство же акционерных обществ изготавливают отчетный «продукт» сами.

Отношение к годовым отчетам разное. В каких-то компаниях до сих пор считают, что «вся эта писанина отнимает много времени и только мешает заниматься делом». В других к ним относятся как к произведению искусства и не жалеют на их подготовку ни сил, ни времени, ни денег. Истина находится посередине. Сейчас наконец приходит понимание, что годовой отчет служит инструментом в работе с инвесторами. А это, в свою очередь, требует знания критериев, которыми пользуются инвестиционные аналитики при его оценке.

Критерии и правила

По мнению Илоны Баклыковой (компания East-West Communications), ключевой фактор оценки годового отчета — его восприятие инвестиционным сообществом и на основе этого — работы компании.

Нормативных требований к содержанию и форме годового отчета в законодательстве нет. Имеются лишь рекомендации к его структуре, основанные на западной практике, которую отечественные компании охотно перенимают, и у них уже есть кое-какой собственный опыт.

Существуют определенные правила, в соответствии с которыми годовой отчет представляется целевой аудитории.

Обычно он начинается с обращения президента компании или председателя совета директоров к аудитории.

Но если у нас оно представляет собой краткое приветствие, то в западной практике это анализ ключевых событий, стратегий и финансовых результатов деятельности.

В годовом отчете имеется также информация о рынке и компании: описание главных событий и производства, брендов, корпоративной социальной ответственности (КСО). Публикуется в отчете и список руководителей, их краткая биография и характеристика.

Анализ финансовой отчетности представляется в исторической перспективе за 3—5 лет. Среди ключевых показателей инвесторы ожидают увидеть:

  • общую прибыль;
  • прибыль на акцию;
  • прибыль на вложенный капитал;
  • показатели рентабельности;
  • затраты;
  • движение денежных средств;
  • рыночную капитализацию.

Ожидание инвесторов по:

1. Структуре баланса:

  • направления инвестиций в основной капитал;
  • динамика капитальных вложений;
  • финансовые рычаги.


    2. Повышению операционной эффективности:

  • эффективность контроля над расходами;
  • повышение производительности.


    3. Динамике изменения цены акции.

    4. Практике корпоративного управления.

    5 Финансовой отчетности.

    6. Контактной информации.

    Источник: компания East-West Communications


  • Мировые тенденции

    В последние годы наблюдается изменение в соотношении разделов отчета. Все больше места — до 43% — отводится обсуждению стратегии, 26% занимает анализ перехода на МСФО, 24 — корпоративное управление. Если размер раздела с финансовыми результатами уменьшается (до 6%), то вопросам корпоративной социальной отчетности уделяется с каждым годом все больше внимания: часто их выделяют в самостоятельную книгу.

    Заметная тенденция в практике подготовки годовых отчетов — выпуск нескольких брошюр для каждой целевой аудитории: индивидуальных и институциональных инвесторов, аналитиков и т. д.

    Кроме того, в каждой отрасли имеется своя специфика работы с акционерами. Например, телекоммуникационные компании имеют множество мелких акционеров и каждому необходимо представить отчет. Расходы на тиражи и распространение при этом очень велики.

    Успешно решает эту задачу компания НР. Имея более 10 млн индивидуальных акционеров, она составляет выжимку из годового отчета на четырех страницах и рассылает ее всем. Полный отчет публикуется на сайте, а издается только для институциональных инвесторов и для первичных контактов.

    В Европе и США ожидают выпуск новых требований к годовому отчету и регулирующих актов, которые позволят представлять отчетную информацию на сайте компании и рассылать ее по электронной почте. Это сократит затраты на тиражи, полиграфию и доставку.

    Но уже сегодня некоторые западные компании, демонстрируя свою ответственность перед окружающей средой и акционерами, издают большую часть годового отчета на более дешевой бумаге, только для нескольких первых страниц используя глянцевую.

    К компетенции общего собрания акционеров относятся:

    утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

    (Подп. 11 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ
    «Об акционерных обществах», в ред. от 31.10.2002 № 134-ФЗ)

    Инвестиционный парадокс

    Восприятие — основной ключевой фактор оценки и продвижения годового отчета. Но парадокс заключается в том, что инвесторы его практически не читают. К моменту выхода отчета в свет они уже владеют информацией, представленной в нем. На то они и финансово-инвестиционные аналитики.

    Тем не менее, как отмечает Геннадий Красовский (ОАО «ЛУКОЙЛ»), все зависит от качества предоставляемой информации. В годовом отчете содержится материал, который ни аналитик, ни инвестор не смогут найти в других информационных источниках. Спустя какое-то время его используют как аналитический справочник. Более того, он служит инструментом повышения прозрачности деятельности компании, помогает инвесторам лучше понять процессы и природу проводимых операций, способствует продвижению бренда.

    Устойчивое развитие

    Любое действие компании в конечном счете приводит к росту или падению ее акций на фондовом рынке. У аналитика, который представляет информацию инвесторам, в течение года есть несколько моментов, когда он может пересмотреть справедливую стоимость акций. Это квартальная и годовая финансовая отчетность. По их результатам инвестиционное сообщество может как наказать, так и поощрить компанию.

    Поэтому детальное описание направлений деятельности в годовом отчете дает возможность инвесторам оценить риски, которые несет компания. Любой риск, заложенный в финансовую модель, может снизить ее стоимость.

    В свете снижения рисков важное значение приобретает социальная и экологическая отчетность. Баланс экологических аспектов, вопросов охраны труда, социально-этических показателей характеризует устойчивое развитие компании.

    Зачастую рыночная стоимость компаний значительно превышает чистую стоимость ее активов. Определяется это качеством производимой продукции и предоставляемых услуг, наличием компетентных и квалифицированных сотрудников, эффективным управлением рисками.

    По мнению Марка Томпсона (компания PricewaterhouseCoopers), финансовая ценность нефинансовой информации, например об устойчивом развитии компании, выражается в росте стоимости нематериальных активов. Прозрачность отчетности ведет к снижению затрат на привлечение капитала и размеров страховых платежей.

    Поэтому годовые отчеты, программы экологической и социальной ответственности способствуют формированию и поддержанию положительной репутации компании, улучшению отношений со скейхолдерами — заинтересованными сторонами. Как отметил Дмитрий Черкаев (НП ОССИ), это очень важно для России, так как позволяет создавать позитивный имидж отечественного бизнеса как внутри страны, так и за рубежом. Все ведь построено на единственном критерии — восприятии.