1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 946

О порядке подачи жалобы

Вправе ли организация, подав в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ жалобу на акт органа контроля за уплатой страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов и впоследствии (до принятия решения по этой жалобе) отозвав ее, повторно подать жалобу на указанный акт в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов?

Напомним, что с 1 января 2010 г. контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляют два внебюджетных фонда:

— ПФР — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;

— ФСС — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Такой порядок предусматривает Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Согласно ст. 53 Закона № 212-ФЗ каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Указанные акты могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ч. 1 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).

Жалоба подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ч. 1 и 2 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).

Лицо, подавшее жалобу, может ее отозвать на основании письменного заявления (ч. 4 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).

Закон не определяет последствия отзыва жалобы для подавшего ее лица. Не установлена также возможность повторной подачи жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов.

Следовательно, организация, подав жалобу на акт органа контроля за уплатой страховых взносов в вышестоящий орган контроля и впослед-ствии (до принятия решения по этой жалобе) отозвав ее, повторно подать жалобу на указанный акт не вправе. Представляется, что в подобной ситуации она может обратиться в суд.

По рассматриваемому вопросу может существовать иная позиция, согласно которой допускается применение по аналогии абз. 2 и 3 п. 4 ст. 139 НК РФ. Данной нормой установлено, что отзыв жалобы лишает лицо, подавшее ее, права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, при этом повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки для подачи первоначальной жалобы.

Однако правомерность применения указанных положений НК РФ по аналогии в рассматриваемой ситуации неочевидна. Отсутствие аналогичных положений в Законе № 212-ФЗ может свидетельствовать о намерении законодателя сократить документооборот в органах контроля за уплатой страховых взносов.

Следует отметить, что в целях единообразного применения Закона № 212-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 ст. 1 Закона № 212-ФЗ).