1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

"Любимый город должен жить достойно"

В 2005 году Красноярск впервые в своей истории стал лидером в жилищном строительстве среди региональных центров РФ в расчете на душу населения, построив 655,4 тыс. кв. метров жилья.

Впечатляют и другие социально-экономические достижения. Экономика города не просто укрепила статус территории-донора, но и дала мощный импульс для развития всего края.

Мало кто знает, что основы для социально-экономического развития были заложены еще в 1998 году. Лучше всего об этом по просьбе «ЭЖ» расскажет мэр Красноярска, доктор экономических наук Петр ПИМАШКОВ.

— Петр Иванович, в городе более 36 тыс. организаций, в том числе 133 промышленных предприятия. В расчете на одного жителя Красноярск занимает ведущие позиции в Сибири по объему промышленного производства. Каким был 2005 год для развития города?

— Оборот по всем видам экономической деятельности вырос с 75 до 87 млрд рублей (на 16%). Объем инвестиций в сравнении с 2004 годом увеличился в 1,8 раза и составил 16,7 млрд руб. На 43% возрос внешнеторговый оборот.

Общая прибыль городских предприятий выросла в два раза, и у них появилась возможность вкладывать в развитие не только заемные, но и собственные средства. Значительные инвестиции в свой рост внесли Красноярский завод цветных металлов, завод холодильников «Бирюса», Красноярская железная дорога, компания «Дымов».

В Красноярске на 24,4% увеличилась средняя заработная плата.

Особых результатов удалось добиться в строительном комплексе. Темпы ввода жилых домов возросли по сравнению с прошлым годом на 26%, несмотря на то что для отрасли 2005 год был очень сложным: существенно изменилось законодательство.

Мы не можем вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, но можем создавать в городе условия для них. Так, начиная с 1998 года город живет по стратегическим планам. Первая программа была принята на период с 2000 по 2005 год. Она позволила Красноярску в 2005 году занять лидирующие позиции среди крупных российских городов по большинству экономических показателей.

В долгосрочной программе развития города до 2010 года внимание сконцентрировано на трех направлениях:

укрепление финансово-экономического потенциала;

развитие социального потенциала;

повышение качества городской среды. Заложено также развитие столичных функций города и инновационного сегмента производства. В процессе разработки этого документа мы учли основные критерии Европейской хартии городов, одобренной ООН.

— Строительная отрасль становится ведущей. У города есть какая-то своя специальная программа возведения жилья?

— Мы определили строительную отрасль как базовый элемент, который станет опорой для развития других отраслей. С этой целью основательно поработали над подготовкой материальной, организационной, финансовой схем. Ставилась задача: а) дать застройщикам возможность без волокиты получать земельные участки, б) сделать так, чтобы каждое предприятие видело перспективу своего дальнейшего развития и могло выстраивать финансовую политику. Работа началась в 1999 году. А уже в 2001 году был принят Генплан застройки города до 2020 года, который позволяет устойчиво развивать стройкомплекс, привлекать инвестиции.

Активное наращивание объемов жилищного строительства обеспечивают более 50 организаций-застройщиков. Сегодня Красноярск — одна большая стройплощадка. Развиваются и предприятия стройиндустрии.

В 2003 году запущен завод крупнопанельного домостроения с объемом выпуска продукции более 100 тыс. кв. метров. Всего в городе работает 3 завода КПД общей мощностью свыше 300 тыс. кв. метров. Увеличиваются объемы производства кирпича. В 2003 году введен новый завод производительностью более 50 млн штук. Суммарная мощность заводов составляет около 250-млн штук. Строительная фирма «Альфа» реанимировала завод по производству гипса и изделий из него. В ближайшие 6 лет в краевом центре должны появиться новые кирпичные заводы и предприятия по выпуску материалов для жилищного строительства.

Развитие стройиндустрии решает и целый ряд социальных проблем, в том числе занятости населения. Сегодня в стройкомплексе работают более 20 тыс. человек. А одно рабочее место в строительстве обеспечивает от 6 до 8 рабочих мест в других отраслях. Срабатывает мультипликативный эффект.

Начала решаться в Красноярске и проблема доступного жилья.

Первой ласточкой стала начатая в 2000 году программа «50 на 50»: городские власти приобретают жилье для бюджетников — половину суммы вносит муниципалитет, половину — сам новосел с рассрочкой на три года.

В конце 2003 года мы выпустили первый облигационный заем на строительство жилья. Любой желающий может приобрести облигации. Накапливая их в течение нескольких лет, владелец облигаций может приобрести квартиру по более низкой цене. При этом муниципалитет еще и начисляет проценты за пользование займом. Плюс твердые гарантии власти, четкое выполнение сроков строительства, достойное качество.

В строительство жилья через программу муниципальных заимствований планируется инвестировать более 3-млрд руб. и сдать дополнительно около 5 тыс. квартир. Замечу, что жилищные облигации пользуются большим спросом. После очередного транша облигации раскупаются в отделениях банка за один-два дня. И спрос растет с каждым годом.

В декабре прошлого года стартовала еще одна программа — «Молодой красноярской семье — доступное жилье».

Это всего лишь несколько вариантов решения жилищной проблемы. Если их будет много — с участием Федерации, края, средств предприятий, то вопрос в том числе по ценам не будет стоять так остро. Пока же он остается одним из сдерживающих факторов развития, в том числе и ипотеки.

— Десять лет назад в нашей газете Вы говорили о проблеме межбюджетных отношений, имея в виду бюджеты города и края. Насколько актуальна эта проблема сегодня?

— Красноярский край и наш город уже третий год живут по местному закону «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае», который соответствует федеральной концепции разграничения полномочий.

При формировании бюджета-2006, например, по жизненно важным вопросам мы договорились с краевой властью о сохранении приоритетов. Горбюджет в 2006 году, как и в 2005-м, социально ориентирован.

Однако новое законодательство о межбюджетных отношениях сузило доходную базу горбюджета. К примеру, по сравнению с 2004 годом налоговые поступления упали на 22,8%. Это обусловлено снижением нормативов отчислений в бюджет города от основных регулирующих налогов, отменой ставки налога на прибыль, зачисляемой в местный бюджет. В соответствии с нашим местным законом в бюджет города перестали поступать налог на игорный бизнес, единый налог, взимаемый в связи с применением УСН, налог на имущество организаций.

Еще один вопрос, который нас волнует,-— разграничение собственности на землю, предложенный проектом федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ». В нем существенно уменьшен перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Кроме того, предусматривается, что в городах — столицах субъектов РФ — приоритетное право управления и распоряжения земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, получают органы власти субъектов. Все это является ограничением прав местного самоуправления и ущемляет права населения на распоряжение земельными ресурсами поселений, являющимися основой жизни и деятельности. Большинство сибирских городов через Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов уже выразили свою озабоченность этим проектом.

— С нового года действует Закон № 131-ФЗ о реформе местного самоуправления. Одна из основных его целей — активизация деятельности предпринимательских структур для пополнения бюджетных доходов муниципалитетов. Какие у Вас есть механизмы эффективного взаимодействия власти и бизнеса?

— При формировании программы социально-экономического развития города до 2010 года мы изучали опыт других стран, добившихся экономического успеха. И сделали вывод, что в нынешних условиях существенный рост экономики может принести средний и малый бизнес. Как правило, это активные предприятия, способные быстро осваивать новые технологии и увеличивать количество квалифицированных рабочих мест, поднимать уровень заработной платы, постепенно наращивая объем налоговых отчислений в бюджет. Поэтому в программе сделан акцент на содействие становлению новых предприятий малого бизнеса, особенно в промышленности, строительстве, торговле и сфере услуг.

Сейчас разрабатывается перечень мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. Третий год подряд наши предприниматели могут получить из бюджета Красноярска средства на возмещение части процентных ставок по кредитам на инвестиционные проекты. В бюджете города на 2006 год для этих целей предусмотрено 5 млн руб. Подобная программа действует и в крае.

Кроме того, сейчас активно ведется работа по созданию в Красноярске бизнес-инкубатора. В этом году на реконструкцию помещения под него предусмотрено 10 млн руб.

— Петр Иванович, Вы входите в Конгресс муниципальных образований России. Какие главные, на Ваш взгляд, проблемы тормозят развитие российских городов? Как они должны решаться? Нужна ли помощь государства?

— Вопрос о значении мегаполисов сейчас очень актуален. Половина населения мира проживает в городах, поэтому позиция отдельных мегаполисов приобретает все большее значение в решении вопросов внутренней и внешней политики государств. Это относится и к России. По мнению многих политологов и историков, именно в городах формируются стандарты качества жизни XXI века, которые дают толчок к развитию экономического потенциала общества.

Нынешней осенью я принимал участие в работе Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Речь шла как раз о роли региональных столиц, которые являются для регионов своеобразными аккумуляторами ресурсов и катализаторами развития.

Мы находимся в географическом центре России, и все дороги так или иначе пересекаются в Красноярске. Кроме того, Красноярский край — один из богатейших регионов страны, и его административный центр просто обязан соответствовать высокому статусу территории. Объединение края открывает Красноярску дополнительные возможности.

Что касается проблем российских городов, то они на виду: ограниченность финансовых ресурсов, отсутствие четких и ясных программ позиционирования города на российской и мировой аренах. А без осознанной работы над имиджем города сегодня сложно конкурировать, трудно привлекать инвестиции и дополнительные ресурсы. Как видите, круг замкнулся.

Чем может помочь государство? Прежде всего целенаправленной политикой по созданию и укреплению региональных центров.

Для стабильного развития России с ее огромной территорией необходимо поддержать развитие минимум 20 мегаполисов — центров экономического, промышленного, финансового и инновационного развития. Причем 7—8 из них должны располагаться в Сибири и на Дальнем Востоке.

Красноярску в этом плане амбиций не занимать. Тем более что многие положения, о которых говорилось на заседаниях европейского конгресса, изложены в принятой год назад программе «Красноярск — город инноваций, партнерства и согласия».