«Львы» и «Павлины», «волки» и «пауки»...

| статьи | печать

Повышение эффективности возведено в ранг абсолютной ценности для любой компании. Это понятие неизменно вмещает в себя, пожалуй, все, что имеет отношение к бизнесу: и производительность труда, и эффективность управления, и умелую организацию продаж, и многое другое. Поэтому компаниям необходимо четко определять, за счет чего они могут быть эффективными.

Существует множество идей, подходов и принципов построения эффективной компании, но нигде в мире нет готового рецепта. Часто под этим термином понимают набор некоторых показателей или признаков: лидерство, рост ценности капитала, высокая доходность,-конкурентоспособность, социальная ответственность и т. п.

А всегда ли можно считать лидера эффективной компанией? Утвердительный ответ неочевиден. Лидерство может быть следствием выбранной значимой для общества цели и оптимальных решений ее достижения. А может быть результатом монополизма, разрешенного и санкционированного государством. Да и на лидерство можно посмотреть с разных сторон: лидирующие по доле рынка не обязательно имеют лучшие показатели по производительности труда, по издержкам производства.

Утвердительный ответ неочевиден. Лидерство может быть следствием выбранной значимой для общества цели и оптимальных решений ее достижения. А может быть результатом монополизма, разрешенного и санкционированного государством. Да и на лидерство можно посмотреть с разных сторон: лидирующие по доле рынка не обязательно имеют лучшие показатели по производительности труда, по издержкам производства.

Является ли рыночная стоимость компании объективным показателем эффективности ее деятельности? С определенными допущениями — да. Но совершенных рынков не создано, а стоимость оценивают биржевые и инвестиционные аналитики, которые тоже имеют право-на ошибки. И допускают-их, порой даже очень серьезные. К тому же существует множество самых разнообразных методик ее-оценки. И выбор наиболее адекватных из них остается-не менее актуальным и дискуссионным.

С определенными допущениями — да. Но совершенных рынков не создано, а стоимость оценивают биржевые и инвестиционные аналитики, которые тоже имеют право-на ошибки. И допускают-их, порой даже очень серьезные. К тому же существует множество самых разнообразных методик ее-оценки. И выбор наиболее адекватных из них остается-не менее актуальным и дискуссионным.

Поэтому каждая компания стремится найти свое оптимальное соотношение между интересами акционеров и наемных работников, между текущими задачами и долгосрочным развитием, своими рисками и доходами.

Но чаще всего, когда говорят «эффективная компания», подразумевают слаженный и управляемый механизм, показывающий высокие результаты, зарабатывающий большие прибыли для своих акционеров и делающий счастливыми тех, кто в ней работает. Но сотканная из внутренних противоречий, подверженная постоянным атакам конкурентов, функционирующая в меняющемся мире компания постоянно находится в напряжении, которое вызывает у всех ее сотрудников неизбежные стрессы. И их способность преодолевать эти противоречия является залогом эффективности.

На наиболее продвинутом американском рынке средний срок жизни компаний постепенно уменьшается, и сегодня он составляет около 30 лет. Но даже там, как свидетельствуют результаты исследования деятельности свыше тысячи крупных компаний из 15-отраслей за более чем 35-летний период, которое-провела компания McKinsey, корпоративного эквивалента Эльдорадо — «золотой» компании, результаты деятельности которой постоянно бы превышали среднерыночные, — никогда не существовало. То, что некоторым из них удалось выстоять и даже остаться в числе лучших и уважаемых, это, по мнению исследователей, вовсе не гарантирует акционерам высокой долгосрочной доходности.

Стратегия и эффективность

Классическое понимание стратегии базируется на определении сфер деятельности компании, на которых она должна концентрировать усилия и знания, а также согласованных действий, приводящих к конкурентным преимуществам.

Эффективная стратегия — это результат найденного удачного баланса между возможностями и рисками, управляемостью и инициативностью, способствующими процветанию компании. Но как найти этот баланс, как оценивать будущее, которое скрыто от нашего взора, а многие ценности не являются предметом товарно-денежных отношений и не-измеримы ни в рублях, ни в долларах?

Все многообразие стратегий и научных школ, которые их продвигают, является в том числе следствием разных взглядов на факторы эффективности компании и их оценок. Например, в «зоопарке» стратегий Г. Минцберга присутствуют и «львы», и «павлины», и «волки». Используя эти аналогии, можно в оригинальной форме передать сущность каждой стратегии через акцентирование определенных типов корпоративного мироощущения и поведения. Так, представители школы власти — «львы» предпочитают строить стратегию через управление конфликтами, а «пауки» сосредотачиваются на поиске единственной и лучшей стратегии.

И те, и другие, и третьи ищут ответы на вопросы: нужны ли они рынку и будут ли конкурентоспособными? В разное время на разных рынках эти стратегии имели своих проводников и приверженцев. И приводили к процветанию многих. Для компаний это является лишним свидетельством необходимости тщательного анализа своих возможностей и преимуществ, сильных и слабых сторон, четкого формулирования своих целей и средств их достижения. Самое важное в этом процессе — стараться быть объективным.

Нельзя забывать:

  • высокий уровень рыночной эффективности не может быть продолжительным, рано или поздно этот период завершается;
  • рынок развивается более динамично, чем компании, поэтому очень важно знать причины таких изменений и оценивать степень их влияния на бизнес;
  • не существует ни идеальных, ни универсальных стратегий;
  • управление, нацеленное на выживание, не гарантирует акционерам даже самых лучших и солидных фирм долгосрочной эффективности вложений.

Человеческий фактор

Психолог А. Маслоу — гуру многих консультантов в поисках ответа на вопрос, что представляет собой совершенный человек, ввел термин «самоактуализация». Самоактуализированный человек совсем не идеален и не тот, кто в силу своего ума и талантов не делает ошибок и свободен от комплексов. В основании его системы ценностей и жизнелюбия лежат философское восприятие жизни, согласие с собой и окружающим миром. Это позволяет строить комфортные взаимоотношения с реальностью, испытывать чувства удовлетворенности и благополучия.

Причем речь идет об обычных людях с их слабостями и недостатками, но обладающих нравственным потенциалом и сумевших приблизиться к своей человеческой природе. Тех самых, которых называют творцами, провидцами, способными поднять людей и повести их за собой. Таких людей немного, но уже сам факт их существования во многих вселяет оптимизм и надежду на лучшее.

Может быть, такое определение применимо и к компаниям, которые хочется называть эффективными?

К сведению

  • Эффективность — это способность компании «делать правильные вещи», а компапния-лидер просто делает это лучше других.
  • Если мнение о ценности тех благ, которые создает компания, совпадает с мнением рынка, то имеется шанс сделать ее эффективной.
  • Повышение стоимости бизнеса лишь следствие его эффективности, а не наоборот, поэтому нужно заботиться в первую очередь об эффективности.
  • Формируя стратегию, необходимо четко определить, что означает для компании эффективность, а что производительность.
  • Даже лучшие стратегии не страхуют от провалов.
  • Все взаимосвязано: достигая преимуществ и выгод в одном, неизбежно теряем в чем-то другом, но лучше при этом оставаться эффективным.
  • Справка

    Латинское effectivus означает действенный, производительный, дающий определенный эффект.

    Русскую «эффективность» чаще всего связывают с экономичностью, то есть с минимальным объемом затрат и ресурсов, расходуемых на достижение необходимого результата. Ее определяют как отношение достигнутого результата к затраченным ресурсам.

    В западных странах часто используют понятия efficiency и effectiveness, что переводится на русский язык соответственно как производительность и эффективность. Эффективность в этом случае означает определенную ценность, а производительность — способность создать ее с минимальными издержками.

    Можно определить effectiveness и как рыночную эффективность компании, которая оценивается исходя из востребованности рынком ее продукции и услуг, степени удовлетворенности клиентов, занимаемой доли рынка, качества продукции. А efficiency — как внутреннюю эффективность, которая зависит от характера производственных процессов и коэффициента полезного действия используемых знаний, труда и капитала.