1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Вот и таможня получила "добро"

Пока не будет решен ряд ключевых, системных проблем, таможенная служба не готова в полной мере обеспечить работу на уровне международных стандартов, заявил руководитель ФТС России Александр Жерихов на расширенном заседании коллегии МЭРТ России. Таможню услышали, поняли и обещали помочь. Герман Греф, глава Минэкономразвития, попросил учесть в федеральном бюджете на 2007 год все потребности таможни в отдельных программах.

На развитие и модернизацию служба просит 89,9 млрд рублей. Планы — грандиозные. Но ожидаемый эффект, как обещают таможенники, порадует и бизнес, и государство.

Обустройство и интегрированное управление на границе. Планируется переход на работу по принципу «одного окна». Это потребует создания единой базы данных контролирующих органов, а также условий для их деятельности вне зоны пограничного и таможенного контроля.

По новому порядку функции иммиграционного контроля будут возложены на пограничные органы ФСБ. А обязанности ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля и санитарно-эпидемиологического надзора (только в части проверки наличия документов) — на таможенные органы.

По итогам 2005 г. таможенными органами собрано и перечислено в бюджет государства 74,3 млрд долларов. Это на 31,99 млрд больше, чем в 2004 г. Платежи при импорте выросли на 33% и составили в 2005 г. 26,5 млрд долларов.


Создание межведомственной системы сбора, хранения и обработки информации для контроля внешнеторговой деятельности. Мера позволит всем контрольным органам в короткие сроки отслеживать в режиме реального времени всю цепочку поставки товара, принимать оперативные решения и избегать многих потерь.

«Джентльменский набор»

База должна содержать информацию по товару с учетом его кода по ТН ВЭД России, наименования, описания, указания страны происхождения, фирмы-производителя, марки, модели, артикула, технологии производства, маршрута доставки, вида транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование.

Борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, представлением недостоверных сведений о стране происхождения товаров. Здесь все надежды возлагаются на создание базы данных справочных цен на товары и услуги. К работе по наполнению и актуализации базы ценовой информации собираются подключить на основе конкурса международные инспекционные компании, имеющие опыт работы с таможенными службами других государств. Среди таковых фигурируют SGS, ICS, Intertec.


Использование достоверной ценовой информации позволит ежегодно дополнительно собирать в федеральный бюджет за счет корректировок таможенной стоимости не менее 15 млрд рублей. Ориентировочная стоимость затратных работ на 2007—2009 гг. оценивается в 500 млн рублей. Эффективность финансовых затрат, по расчетам специалистов таможни, составит 90 рублей на каждый вложенный рубль. В последующие годы затраты на актуализацию базы существенно снизятся, а эффективность таких технологий возрастет.


По расчетам ФТС, подобное новшество вряд ли удастся «запустить» до конца текущего года. Однако это категорически не устраивает Минэкономразвития. «С 15 мая, не позже, эта система должна заработать, — потребовал Г. Греф, — и обеспечить дополнительно поступлений в бюджет не 15, а 60 млрд рублей...»

Влияние предлагаемых мер на макроэкономические показатели (анализ Минэкономразвития)

Положительный эффект

  • Легализация перемещаемых товаров приведет к выравниванию условий конкуренции между импортерами и отечественными производителями (за счет выплат первыми дополнительных сумм таможенных платежей и косвенных налогов).
  • Предприятия, терпящие убытки от дешевого нерегистрируемого импорта, смогут развивать конкурирующие с ним производства.

  • Упрощение таможенных процедур эффективно скажется на предприятиях, работа которых зависит от поставок импортного сырья, промежуточной продукции и необходимого производственного оборудования.

  • Увеличится доходная часть бюджета.Это особенно актуально в средне- и долгосрочном периоде, учитывая, что мировые цены на экспортируемые энергоносители и зависящие от них доходы достаточно нестабильны. Их снижение может болезненно отразиться на государственных финансах и привести к росту налогов на производителей.

  • Дополнительные доходы бюджета, используемые для финансирования социальных и инвестиционных проектов, будут способствовать росту потребления и частных инвестиций на основе частно-государственного партнерства.

    Негативный эффект

  • Может произойти рост цен на внутреннем рынке за счет удорожания импортируемых товаров. В то же время предполагаемое значительное снижение ввозных пошлин во многом нивелирует этот отрицательный эффект.

  • Борьба с фирмами-однодневками. Именно через них происходит легализация товаров, ввезенных с нарушением таможенного и налогового законодательства. На противодействие им направлен целый комплекс мер:

    • введение уголовной ответственности за создание мнимых фирм в отношении учредителей, а директора и бухгалтера — за неправомерные действия юридического лица;
    • запрещение заниматься ВЭД индивидуальным частным предпринимателям без образования юридического лица, а также организациям, использующим упрощенную систему налогообложения (запрет может распространяться на ограниченную номенклатуру основных налогоемких товаров);
    • обязательность ведения счетов-фактур в электронном виде с указанием номеров грузовых таможенных деклараций и их последующей централизованной обработкой при обороте импортных товаров определенной номенклатуры (требуется внести изменения в Налоговый кодекс об ответственности за достоверность указания сведений из ГТД в счете-фактуре).


    Министр в целом согласился с предложениями, хотя и предостерег «не перебрать с нормами ответственности, так как ведение бизнеса не должно стать сферой повышенного риска».


    Создание автоматизированной системы контроля вывоза товаров с таможенной территории. Это позволит существенно повысить гарантии возврата экспортного НДС благодаря взаимодействию таможенной и налоговой служб.

    Борьба с коррупцией. Негативные последствия от коррупции в полной мере испытывают на себе и государство (недополучение сумм налогов и сборов в бюджет, инвестиционный климат), и бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные затраты). Поэтому планируется жесткая регламентация деятельности должностных лиц в процессе принятия решений и осуществления контактов с участниками внешнеторговой деятельности. Будут установлены стандарты государственных услуг, разработаны регламенты деятельности, в том числе электронные. В соответствии с планом, утвержденным правительственной Комиссией по проведению административной реформы, уже в текущем году будет разработано и представлено пять административных регламентов.


    Эффект от реализации предложенных мер таможенники оценивают в 160 млрд долларов ежегодного роста бюджетных поступлений. Достичь его можно уже в течение трех лет после начала финансирования программ.

    К сведению

    Оснащение границы инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств — наиболее затратная часть программы обустройства пунктов пропуска. Однако наличие ИДК позволит в считанные секунды увидеть на экране содержимое вагона, контейнера, фуры и других большегрузных средств транспортировки грузов.


    Предполагается строительство по новой схеме 114 автомобильных пунктов пропуска, реконструкция 37 ранее обустроенных и закрытие 11 АПП.


    В настоящее время электронное декларирование работает на 86 таможенных постах. Планируется в 2006 г. довести их количество до 130, а в 2009-м — до 500.

    Ресурсное обеспечение модернизации таможенных органов, млн руб.

    Годы

    ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003—2010 годы)»

    ВЦП «Развитие таможенных органов (2007—2009 годы) и на период до 2010 года»

    Внепрограммная часть федеральной адресной инвестиционной программы

    Всего

    2007

    1735

    5056

    4261

    11 052

    2008

    7506

    12 015

    4655

    24 176

    2009

    9344

    12 013

    4842

    26 200

    2010

    12 094

    12 542

    3826

    28 461

    Итого:

    30 678

    41 626

    17 584

    89 889

    Сумма:
    %