1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3400

Пока кризис не грянет, инновации не внедряются

Кризис оказался полезен российскому бизнесу, как бывает полезно горькое лекарство. Резкое падение спроса на продукцию и обострение конкуренции на рынках заставило руководителей некоторых отечественных компаний задуматься о том, что до сих пор было принято считать возвышенным, но непрактичным, — о повышении производительности труда и инновациях.

Показатели инновационной активности наших предприятий, как следует из доклада «О состоянии национальной инновационной системы», подготовленного Минобрнауки, хронически отстают от аналогичных параметров экономически развитых стран.

Наиболее серьезное отставание — в качестве и глубине инновационных процессов. По доле инновационной продукции в выручке мы уступаем странам-лидерам более чем втрое. А о проценте принципиально новой для рынка продукции без горьких слез и говорить трудно. Здесь отставание больше чем в десять раз.

Сегодня есть только один показатель, по которым позиции российских компаний немного превосходят хотя бы группу европейских стран, стремящихся догнать своих соседей — лидеров инноваций. Это доля высокотехнологического экспорта в экспорте промышленности, составляющая 9% по сравнению с 8% в группе догоняющих государств (см. таблицу).

Характерна и структура затрат на технологические инновации: здесь российские показатели ближе к группе скромных новаторов, у которых преобладают расходы на приобретение машин и оборудования. У лидеров европейских стран превалируют затраты на собственные и заказные исследования и разработки. Их доля достигает 80%.

На таком мрачном фоне оптимистично выглядели ответы наших предпринимателей на вопросы исследователей консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» о стратегиях выхода из кризиса.

Большинство руководителей отечественных предприятий уверенно смотрят в завтрашний день и рассчитывают на увеличение продаж своей продукции в следующем году. Оптимизм топ-менеджеров мало удивляет, тем более что большинство из них прошли через горнило кризиса 1998 г. и выстояли в схватках с гидрой коррумпированной бюрократии. Интересно мнение предпринимателей о том, за счет чего они собираются выводить свои компании из кризиса.

Более половины руководителей компаний намерены налечь на модернизацию технологий производства своей продукции и почти столько же дали себе слово всерьез заняться налаживанием выпуска новых продуктов. Дальше еще интереснее. Свыше трети предпринимателей собираются инвестировать деньги не просто в модернизацию существующей продукции, а вложить их в исследования и разработки. Значит, на выходе они рассчитывают получить принципиально новые для рынка продукты, по доле которых мы и отстаем от европейских стран более чем в десять раз.

У руководства компаний уже есть определенные предпосылки, чтобы успешно воплотить благие намерения в жизнь.

Без малого половина предприятий располагает собственными подразделениями, которые занимаются разработками и внедрением инноваций, а пятая часть фирм собирается такое структурное звено создать в ближайшее время.

Во всех ответах предпринимателей беспокоит только одно — необоснованно завышенная оценка качества собственной продукции. Более половины топ-менеджеров уверены, что их продукты по качеству успешно конкурируют на рынке с российскими аналогами, и почти столько же убеждены в конкурентоспособности своих изделий и услуг на международном рынке. Данные из доклада о состоянии инновационной системы и другие исследования свидетельствуют, прямо скажем, о более скромных успехах нашего бизнеса.

Но, главное, чтобы настрой на выход из кризиса за счет внедрения инноваций сохранился и в следующем году, когда цены на нефть и газ поднимутся. До сих пор повышение доходов от экспорта углеводородов прямо влияло на снижение творческой активности и бизнеса, и всех других групп населения в РФ. Если опять так случится, придется ждать следующего кризиса, который встряхнет руководителей компаний и подтолкнет их к мыслям о модернизации бизнеса, пока цены вновь не поползут вверх (подробнее о том, что думают об этом предприниматели, можно почитать здесь).

Таблица

Инновационная активность в России и странах ЕС, %

Показатели

Россия

ЕС — группы

инновационных лидеров*

догоняющих лидеров**

скромных новаторов***

Доля работников, занятых в инновационно активных организациях

36

52

51

41

Доля выручки инновационно активных организаций
в общей выручке

48

83

80,7

65,6

Доля высокотехнологичной продукции в экспорте
промышленности

9

20

8

14

Доля инновационной
продукции в выручке

5,5

16,1

17,8

25,1

Интенсивность затрат
на технологические
инновации***

1,44

3,81

4,09

2,69

* Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Швеция, Швейцария, Великобритания.

**Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды.

***Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания.

Источник: Доклад о национальной
инновационной системе Минобрнауки России