1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Вместо ордена - надгробная плита

В стране постепенно формируется власть «шаговой доступности», однако в большинстве регионов пока нет ясного представления о том, во что на практике выльется муниципальная реформа. Между тем ее результаты жизненно важны для малого бизнеса, потому что в отличие от крупных федеральных компаний и средних предприятий деятельность «малышей» редко выходит за границы своего муниципального образования.

Cо всеми своими проблемами представители малого бизнеса, как правило, идут на поклон к чиновникам муниципального звена, которые заведуют местным имуществом, землей, устанавливают налоги своего уровня и согласуют различную разрешительную документацию.

С 1 января этого года создание условий для развития и поддержки малого предпринимательства прямо отнесено к вопросам местного значения.

Сегодня муниципальные образования принимают в соответствии с изменившимся законодательством свои новые уставы, в которых нужно уже на этом первом этапе зафиксировать конкретные механизмы сотрудничества и поддержки бизнеса.

Сегодня муниципальные образования принимают в соответствии с изменившимся законодательством свои новые уставы, в которых нужно уже на этом первом этапе зафиксировать конкретные механизмы сотрудничества и поддержки бизнеса.

На практике существует несколько ключевых точек во взаимодействии муниципалитетов с малыми предпринимателями. Именно этим «стыковочным» местам и необходимо уделить внимание при формировании устава и других документов, которые будут регламентировать работу органов местной власти.

Битва за место под солнцем

Большинство малых фирм испытывают головную боль, вызванную растущими ставками аренды муниципальных помещений и другого имущества. Сегодня они неуклонно увеличиваются, значительно опережая инфляцию.

Сегодня они неуклонно увеличиваются, значительно опережая инфляцию.

Причем зачастую дефицит помещений создается искусственно. Муниципалитеты создают предприятия, за которыми закрепляются избыточные (неиспользуемые) площади. А затем они создают длинные цепочки и в конце передают эти помещения в субаренду частным компаниям по завышенным ценам.

Доля арендных платежей в бюджете малых предприятий, по оценке ОПОРы, увеличилась до 12%, а во многих регионах, например в Москве, превышает 50. По сути, аренда помещений превратилась в еще один, весьма существенный налог, которым облагают предпринимателей местные администрации.

По признанию Михаила Вышегородцева, руководителя Департамента поддержки малого бизнеса правительства Москвы, 20 дней в месяц столичные малые фирмы работают на покрытие арендных платежей и только 10 дней — чтобы выплатить заработную плату сотрудникам. А ведь есть еще и другие налоги. Московское же правительство с января этого года резко повысило арендную плату всем предприятиям, за исключением работающих в сфере ЖКХ и транспорта.

Президент считает, что малых предпринимателей в России нужно награждать орденами за мужество, но пока чиновники в некоторых регионах готовят им скорее надгробную плиту.

В защиту «малышей» выступают многие депутаты Госдумы. Так, председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый высказал идею предоставления малым предприятиям первоочередного права выкупа приватизируемых муниципальных помещений.

Хотелось бы верить, что эти благие намерения обретут облик законов. Ведь приняли же парламентарии в девяностых годах законы, позволившие крупному бизнесу получить в собственность огромные государственные предприятия за бесценок. Почему же до сих пор вставляются палки в колеса малых предприятий?

Следует отметить, что новое законодательство предполагает создание в муниципальных администрациях специальных советов, которые будут нести ответственность за развитие малого бизнеса. Предпринимателям целесообразно принять самое активное участие в их формировании и в рамках работы советов уточнять условия проведения приватизационных конкурсов и других согласительных процедур.

С этого года муниципалитеты получили полномочия вводить на своей территории ЕНВД и устанавливать размер корректирующего коэффициента К2. При этом 90% поступлений от данного налога направляются в местные бюджеты. Уровень этого коэффициента также должен стать предметом обсуждения в советах по малому бизнесу всех муниципалитетов. Предпринимателям и госслужащим очень важно выработать умение находить общий язык друг с другом в бюджетных вопросах и приходить к взаимоприемлемым решениям.

Цифры и факты

  • 20% малых предприятий органы власти проверяют чаще, чем предусмотрено законом;
  • 38% малых фирм сталкиваются с требованиями предъявлять лицензии на виды деятельности, не подлежащие лицензированию;
  • 16% «малышей» считают банковское кредитование доступным для себя.
  • Источник: ОПОРА России

    Меценаты поневоле

    Внебюджетные фонды развития муниципальных образований, которые служат источником дополнительного финансирования местных программ социально-экономического развития, являются большим благом для населения. Но для предпринимателей они зачастую оборачиваются грубейшими нарушениями их законных прав. Меценатство нельзя навязывать бизнесу силой, ведь благотворительность предполагает добровольное пожертвование на социально значимые цели.

    которые служат источником дополнительного финансирования местных программ социально-экономического развития, являются большим благом для населения. Но для предпринимателей они зачастую оборачиваются грубейшими нарушениями их законных прав. Меценатство нельзя навязывать бизнесу силой, ведь благотворительность предполагает добровольное пожертвование на социально значимые цели.

    Чтобы избежать незаконных финансовых манипуляций с такими фондами, лучше всего было бы вообще их закрыть и таким образом прекратить обращения к бизнесменам с предложениями направлять туда какие бы то ни было пожертвования. Эта позиция официально одобрена Генеральной прокуратурой и Минэкономразвития, и давно пора прекратить собирать эту дань с малых компаний.

    В прошлом году впервые за много лет была сформирована обеспеченная ресурсами федеральная программа финансовой поддержки малого предпринимательства. По сути, она представляет собой систему региональных программ по его развитию.

    Таким образом, в регионы пошли бюджетные средства. Конечно, МЭРТ не может работать с каждым муниципальным образованием. Но к содержательному наполнению региональных проектов местные власти должны быть привлечены.

    Как показывают опросы ОПОРы, во многих регионах предприниматели даже не знают, что местные власти подали заявку на финансирование. Поэтому в самих регионах нужно сформировать механизм привлечения муниципалитетов к таким проектам, а на федеральном уровне подобное условие желательно включить и в конкурсные условия. Ведь часто именно местные администрации обладают наиболее достоверной информацией о реальных потребностях малого бизнеса и о возможностях инвестирования в конкретные проекты.

    Осторожно! Рынки закрываются

    Сегодня очень болезненной проблемой для муниципалитетов становятся местные рынки. Чиновники не хотят, да и не могут сами руководить их работой, они передают такие базары в руки управляющих компаний, имеющих собственные коммерческие интересы, зачастую не совпадающие с целями развития муниципального образования. В результате местные рынки ликвидируются во все большем числе крупных и малых российских городов. А предприниматели на таких торговых площадках теряют надежду на будущее, многие из них сейчас живут, как говорится, одним днем.

    Чиновники не хотят, да и не могут сами руководить их работой, они передают такие базары в руки управляющих компаний, имеющих собственные коммерческие интересы, зачастую не совпадающие с целями развития муниципального образования. В результате местные рынки ликвидируются во все большем числе крупных и малых российских городов. А предприниматели на таких торговых площадках теряют надежду на будущее, многие из них сейчас живут, как говорится, одним днем.

    Чтобы выйти из тупиковой ситуации, представителям малого бизнеса желательно вместе с местными администрациями разрабатывать программы переходного периода для таких рынков. А в муниципальное законодательство целесообразно включить специальную процедуру их закрытия (либо реконструкции), предусматривающую обеспечение прав «малышей» на продолжение предпринимательской деятельности (или содействие занятости).

    Много споров сейчас вызывают результаты работы участковых уполномоченных милиции по проверке деятельности предприятий в сфере потребительского рынка. По сути, они дублируют функции контроля других специализированных органов государственной власти. Причем в крупные и средние компании милиционеры обычно с проверками не идут.

    По сути, они дублируют функции контроля других специализированных органов государственной власти. Причем в крупные и средние компании милиционеры обычно с проверками не идут.

    Несколько месяцев назад Министерство внутренних дел сделало попытку регламентировать милицейские проверки малых фирм и немного ограничило полномочия стражей порядка. Но существующий Кодекс об административных правонарушениях дает возможность милиционерам проверять качество продаваемых товаров, их соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, соблюдение экологических норм и даже (!) исполнение норм Закона о рекламе.

    Поэтому ряд общественных объединений обратился к законодателям с предложением упразднить полномочия милиции в области проведения проверок в сфере потребительского рынка. Будем надеяться, что парламентарии отреагируют быстро и стражи порядка станут беречь население от криминала, а не от малого бизнеса.

    Сегодня представители малого бизнеса все чаще идут на выборы в органы местного самоуправления. Как правило, предприниматели прагматично оценивают проблемы и решают их с точки зрения экономической целесообразности. В структурах местной власти они смогут отстаивать интересы бизнес-сообщества, и если не добьются установки себе памятников, то, по крайней мере, не дадут накрыть себя надгробной плитой.

    Но чтобы всерьез решить проблемы малого бизнеса и оградить его от засилья чиновников, по всей вероятности, потребуется поднять эти вопросы на уровень президентской власти. Тем более что такой опыт существует в других странах. Например, в Южной Корее при президенте страны создан специальный совет по малому бизнесу, в состав которого входят руководители всех профильных министерств и ведомств. Ни одно решение, касающееся интересов «малышей», не принимается без одобрения этого совета.

    Пока же наш глава государства будет лишь мягко «журить» губернаторов и других чиновников за недостаточное развитие малого бизнеса, его доля в ВВП так и будет колебаться на мини-уровне 12%.

    К сведению

    Полномочия органа местного самоуправления в сфере бизнеса (в соответствии с Законом от 16 сентября 2003 г. № 131-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2006 г.):

  • установление правил обязательного размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг среди субъектов малого предпринимательства;
  • утверждение муниципальной программы поддержки малого предпринимательства;
  • определение порядка владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом, а также доли прибыли муниципальных предприятий, зачисляемой в бюджет МО.