Чтобы решить задачу по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны почти вдвое, необходимо применить системные методы. Одним из них, причем весьма эффективным, считается метод открытия новых малых предприятий и их дальнейшее тиражирование — франчайзинг. Это такая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу собственного продукта и услуг. Франчайзи обязуется продавать их по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, устанавливаемым франчайзером. В обмен франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
Один предприниматель передает другому не только право пользоваться его торговой маркой, но и пакет всех ноу-хау, специфики работы, разработанных стандартов, доказавших свою жизнедеятельность. То есть франчайзи полностью копирует систему построения бизнес-процессов франчайзера.
Кроме того, франчайзинг можно рассматривать как мощную систему обучения для малого бизнеса. Ни в одном университете нельзя научиться ведению бизнеса при столь высокой заинтересованности в успехе учеников, как 
  
в учебных центрах франчайзеров. Хотя это один из способов стать владельцем бизнеса, малый бизнес и индивидуальные предприниматели сегодня заняты выживанием, им не до учебы. В этом их ошибка. 
Подтвержденный успех в кризис
По сути, франчайзинг — способ эффективного тиражирования успешно работающих предприятий. Он выгоден всем: продавцам франшиз, ведь развитие идет на привлечение средств, покупателям франшиз — благодаря высочайшей надежности инвестиций, государству, поскольку франчайзинг создает новые рабочие места.
Мировая статистика показывает, что покупка франшизы практически гарантирует малому предпринимателю 90% успеха, так как из десяти малых предприятий, открытых по методу франчайзинга, девять успешно развиваются.
Из всех вновь образованных предприятий прекращают деятельность в течение первых пяти лет 85%, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, — всего лишь 14%. На растущих рынках он является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы для ведения прибыльного бизнеса.
Но и в период кризиса (о чем свидетельствует не только мировой опыт) франчайзинг доказал свою устойчивость. Ведь наибольший экономический эффект приносят проверенные временем экономические решения, а вовсе не новые перспективные технологии, требующие больших затрат и инвестиций 
  
в условиях ограниченных ресурсов. При этом результат их внедрения можно с той или иной точностью всего лишь оценить.
Екатерина Сойак, генеральный директор компании E.M.T.G., считает, что франчайзинговый бизнес в целом более успешный, чем независимое предприятие подобного типа. Успех франчайзинговых предприятий обусловлен тем, что все они — часть отлаженной системы. Поэтому в условиях финансово-экономического кризиса именно франчайзинг с его уникальным механизмом построения бизнеса является реальной возможностью не только сохранения, но и приумножения капитала.
Так, начиная с августа 2008 г. многие компании расширили сеть своих партнеров (см. таблицу), создав более 2300 новых рабочих мест.
В кризис люди труднее расстаются с деньгами. Во франчайзинге, как и в других сегментах потребительского рынка, спрос переместился в сегмент недорогих товаров и услуг. Поэтому сегодня роль стандартов качества во франчайзинге велика как никогда. При их точном и строгом соблюдении выручка, по опыту успешных компаний, может увеличиться в пять раз.
Развитие в кризис не останавливается: открываются новые предприятия, меняется формат их деятельности. Так, некоторые франчайзеры отказываются от денег за франшизу, но выдвигают условие продавать только их продукты (товары, услуги), или франчайзи организуют производство продукта непосредственно в месте его продажи.
Как свидетельствуют опросы посетителей выставки, их инвестиционные возможности (диаграмма 1) позволяют заняться франчайзингом. При этом наибольший интерес вызывает бизнес в сфере розничной торговли и общественного питания (диаграмма 2).
Необходимость всесторонней поддержки
В период кризиса те, кто потерял работу, получают не только советы, но и реальную помощь в открытии собственного дела. 
  
В частности, реальную финансовую поддержку оказывает правительство Москвы. Из запланированных в нынешнем году 800 новых бизнес-проектов профинансировано уже 200.
Надежным партнером и своеобразной опорой для франчайзингового сообщества становится BUYBRAND. Это эффективный маркетинговый инструмент взаимодействия, многофункциональная рабочая площадка для реализации идей и проектов, поддержки и популяризации лучших компаний, работающих в области франчайзинга, решения бизнес-задач, обмена опытом, а также место продажи готового бизнеса.
По словам руководителя Департамента поддержки малого предпринимательства правительства Москвы Михаила Вышегородцева, «франчайзинг — это практически симбиоз малого и среднего бизнеса. Именно эти форматы бизнеса в совокупности являются основой всей национальной экономики, и их взаимодействие благотворно влияет на ее развитие в целом».
Однако, по данным Российской ассоциации франчайзинга, информация о технологии франчайзинга либо искажена, либо вовсе отсутствует. И хотя идея франчайзинга уже шесть лет активно популяризируется, представители российских властей, особенно региональных, пренебрегают столь эффективным методом выхода из кризиса.
О недостатке информации говорит и Александр Борисов, председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор ММБА, советник мэра Москвы. Он считает, что необходимо продолжить стабильную, наступательную работу по распространению информации о франчайзинге как способе продаж и его преимуществах. Озабоченность вызывает отсутствие упоминания о франчайзинге и в обсуждаемом сейчас законе о торговле, который прошел первое чтение, и в стратегии развития торговли в РФ на 2010—2015 гг., которую Минпромторг планирует разработать до конца текущего года.
Франчайзинг как очень важный и эффективный инструмент нуждается в информационной поддержке и постоянном улучшении делового климата.
Таблица
Франчайзинг в кризисный период (август 2008 г. — август 2009 г.)
| 
             Компания  | 
             Необходимые инвестиции для открытия франчайзингового предприятия, долл.  | 
             Количество  | |||
| 
             открытых предприятий  | 
             созданных рабочих мест  | 
             закрытых предприятий  | 
             закрытых 
                | ||
| 
           Планета суши, Il Patio  | 
           650 000  | 
           26  | 
           650  | 
           0  | 
           0  | 
| 
           Subway  | 
           100 000  | 
           33  | 
           396  | 
           4  | 
           48  | 
| 
           Шоколадница  | 
           350 000  | 
           8  | 
           300  | 
           0  | 
           0  | 
| 
           Примекс  | 
           20 000  | 
           7  | 
           300  | 
           2  | 
           50  | 
| 
           Westland  | 
           | 
           26  | 
           104  | 
           18  | 
           72  | 
| 
           Invitro  | 
           80 000  | 
           60  | 
           180  | 
           0  | 
           0  | 
| 
           ТМК  | 
           От 35 000  | 
           15  | 
           95  | 
           1  | 
           3  | 
| 
           Мастерфайбер  | 
           3000  | 
           13  | 
           78  | 
           0  | 
           0  | 
| 
           Incanto  | 
           64 516  | 
           13  | 
           70  | 
           0  | 
           0  | 
| 
           Бельпостель  | 
           От 28 000  | 
           19  | 
           55  | 
           5  | 
           15  | 
| 
           Gloria Jeans Cofee  | 
           От 150 000  | 
           3  | 
           36  | 
           0  | 
           0  | 
| 
           Эстет  | 
           258 000  | 
           8  | 
           23  | 
           1  | 
           0  | 
| 
           Аттиранс  | 
           30 645  | 
           6  | 
           18  | 
           0  | 
           0  | 
| 
           Интерьерная лавка  | 
           От 58 000  | 
           5  | 
           17  | 
           0  | 
           0  | 
| 
             ИТОГО  | 
           | 
             242  | 
             2 322  | 
             31  | 
             188  | 
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Александр Майлер, Президент Российской Ассоциации Франчайзинга
Франчайзинг развивается крайне медленно. Недавно прошедшее совещание в Минрегионразвития с узкоспециализированным названием «Франчайзинг как инструмент развития малого бизнеса и роль государства в поддержке малого бизнеса через развитие франчайзинга» показало, что представления о франчайзинге даже у весьма квалифицированных предпринимателей и чиновников далеки от реальности.
Развитию франчайзинга в стране мешают:
- 
    несовершенная нормативная база;
 - 
    чрезвычайная неграмотность всех слоев, включая предпринимателей, чиновников, а тем более населения;
 - 
    сосредоточенность (более 80%) франчайзинга в Москве, что тормозит его распространение в регионах;
 - 
    отсутствие широкой реальной государственной поддержки начинающих предпринимателей, не имеющих опыта. Для этого необходима радикальная и специализированная финансово-имущественная поддержка начинающих предпринимателей в системе франчайзинга;
 - 
    отсутствие государственной поддержки системы обучения основам франчайзинга широких кругов активного населения — потенциальных франчайзи, а также повышения квалификации предпринимателей, принявших решение работать в системе франчайзинга.
 
Чтобы решить поставленные задачи по повышению доли малого бизнеса в ВВП, необходимо создать специализированные инфраструктурные организации по развитию франчайзинга во всех субъектах РФ в виде центров поддержки с четкими планами увеличения количества новых малых и средних предприятий 
  
с целевым финансированием и задачами широкой популяризации франчайзинга.
