1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4354

Сотовые операторы уступают IP-технологиям

«МегаФон» выпустил собственный VoIP-клиент, который позволяет абонентам компании пользоваться услугами IP-телефонии. Так ответил гендиректор «МегаФона» Валерий Ермаков на обвинения прессы в попытках пролоббировать запрет на использование IP-телефонии в России.

Претензии к сотовому оператору появились после выступления В. Ермакова на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по телекоммуникациям и информационным технологиям с предложением ввести регулирование работы иностранных компаний, предоставляющих россиянам услуги голосовой связи через Интернет, но не декларирующих свою деятельность в РФ. Не проходит и месяца, как одна из компаний «большой тройки» на словах как будто против новой технологии, а на самом деле активно осваивает ее, спешит представить новый продукт, чтобы в ближайшем будущем не отстать от конкурентов.

Опасения сотовых операторов понятны: рынок IP-телефонии расширяется гораздо быстрее, чем сектор традиционной голосовой связи. По прогнозам РСПП, к 2012 г. IP-телефония займет 40% голосового трафика. Уже осенью 2009 г. на рынке VoIP появится новый игрок: Wimaxоператор «Скартел» (бренд Yota) планирует выпустить программное обеспечение для звонков через Интернет. Компания обещает установить цены на звонки ниже, чем у конкурентов. Правда, чтобы воспользоваться услугами IP-телефонии «Скартела», нужно будет иметь специальный смарт­фон HTC MAX 4G (стоимость —22—27 тыс. руб.).

«Интернет в чистом виде как трафик уже никого не интересует. Сейчас он наполнен массой различных сервисов и приложений, которые являются альтернативой традиционной и мобильной телефонии. И для сотовых операторов, предоставляющих доступ в Интернет через свои сети, противоестественно, что они в интернет-пространстве должны считаться с уже существующим порядком», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Сергей Кусов, PR-специалист компании SIPNET.

Основной прирост поклонников IPт-елефонии происходит за счет увеличения числа пользователей иностранных программных продуктов, владельцев которых сотовые компании считают недобросовестными конкурентами. Самые популярные из них Skype, ICQ, Google Talk, MSN Messenger, Yahoo Messenger и Gizmo. По данным TeleGeography, в 2008 г. число пользователей Skype в мире составило более 300 млн, за год их число увеличилось на 40%. В России Skype обслуживает более 2 млн пользователей. У российских провайдеров IP-услуг показатели скромнее. Например, у популярного отечественного сервиса SIPNET около 300 тыс. пользователей.

Чтобы удерживать абонентов и расширять клиентскую базу, российским операторам приходится учитывать ценовой уровень, установленный зарубежными компаниями. Потребителям это в радость: все больше людей звонят в другие города и страны, используя карточку доступа в IP-телефонию. Но телефонным компаниям обидно: пока они старательно отрабатывают старые технологии, составляют бизнес-планы и программы развития, появляется революционный продукт, который просто грозит сделать их услуги никому не нужными.

Еще больше, чем телефонисты, расстраиваются надзирающие бюрократы. Они готовы мириться с существованием российских VoIP-операторов (SIPNET, «Телфин», «Корбина», «Манго» и др.), работающих под их контролем. Отечественные компании обязаны соблюдать требования российского законодательства и российской бюрократии. То есть, например, не только платить налоги, но и в обязательном порядке устанавливать оборудование СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий). Вообще вся деятельность отечественных операторов тщательно регламентирована и строго контролируется чиновниками. И вдруг Skype.

Skype и другие иностранные операторы, предоставляющие свои услуги гражданам различных государств, в том числе россиянам, юридически не представлены в российском законодательстве и выпадают из-под его влияния. Отечественные регуляторы не могут предъявить им никаких требований: с одной стороны, деятельность иностранных IP-провайдеров сложно вписать в имеющиеся организационные схемы и правила регулирования, с другой — в отношении их нельзя организовать оперативно-разыскные мероприятия.

Так приход в Россию новой технологии создал редкую ситуацию единения отечественного бизнеса и отечественной бюрократии. По мнению сотовых операторов, сервисы с «неясным происхождением» получают возможность предоставлять демпинговые цены на свои услуги. По подозрениям чиновников, разговоры, не контролируемые спецуполномоченными, и переписка могут привести к ужасным последствиям, включая техногенные катастрофы и теракты. И чиновники, не способные «дотянуться» до заморских компаний, начинают закручивать гайки для российских операторов IP-телефонии, провоцируя тем самым развитие теневого сектора.

Возможно, преждевременны разговоры о скором уходе привычной нам телефонии. Некоторые эксперты в 2003 г. прогнозировали, что она канет в Лету в 2009 г., но пока этого не произошло.

Как показал опрос «ЭЖ», основная проблема, тормозящая развитие IP-телефонии в России, — слабое проникновение Интернета и его низкое качество во многих российских регионах, а также техническая безграмотность населения на местах. Граждане инертны, их пугают новшества. Об этом свидетельствуют исследования самих IP-операторов. На самом деле инертность мгновенно исчезнет, как только прозвучит вопрос: кто хочет платить за телефон в 20 раз меньше? Примерно такое ценовое предложение сделали потребителям за океаном, но не делают в нашей стране. В том числе под предлогом технической отсталости народа.

Чего действительно не хватает, так это беспроводного доступа к Интернету, чтобы интернет-телефонией можно было пользоваться как обычной сотовой связью.

В этом мы тоже отстали, например, из-за неохотного расставания военных с зарезервированными для них частотами: больше десяти лет они размышляли, пускать ли туда «гражданских». Но прогресс трудно остановить. И беспроводной доступ к Интернету развивается в России по двум направлениям.

Во-­первых, интернет-провайдеры открывают новые точки доступа для абонентов сети в публичных местах, договариваясь с владельцами бизнес-центров, гостиниц, ресторанов. Помогают развивать удаленный доступ к Интернету и сотовые компании вопреки мнению о том, что они воинственно настроены не только к провайдерам IP-телефонии, но и к владельцам Wi-Fi-сетей. «В местах массового скопления потенциальных клиентов целенаправленно и самостоятельно развертывают сети Wi-Fi под своей торговой маркой. Это такой же добавочный сервис для абонентов, как, например, Wi-Fi от „КОМСТАР“ в холле отеля или кафе», — пояснили «ЭЖ» в пресс-­службе «КОМСТАР-ОТС».

Wi-Fi-сети получили широкое развитие в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах-­миллионниках, однако в менее развитые регионы этот опыт перенести не удалось.

«Что касается массового распространения технологии Wi-Fi, то здесь мы реализуем уникальную для нашей страны модель доступа: совместно с испанской компанией FON Wireless развиваем в Москве сегмент крупнейшей глобальной беспроводной социальной сети FON. Сейчас в столице насчитывется более 1265 зарегистрированных хот­-спотов FON. В дальнейшем этот проект может быть распространен и на регионы РФ», — рассказали корреспонденту «ЭЖ» в «КОМСТАР-ОТС».

Чтобы стать участником этого проекта, пользователи услуг СТРИМ должны арендовать специальный Wi-Fi-роутер, зарегистрировать его и держать включенным. Это дает возможность подписчикам услуги «КОМСТАРFON» бесплатно выходить в Интернет в радиусе любой активной точки сети FON и получать бесплатный беспроводной доступ в сеть не только в Москве, но и во многих других странах мира (всего более 500 тыс. точек).

Чем шире распространение Интернета, тем больше вопросов легитимности работы связанных с ним сервисов. Для реализации стратегии импортозамещения отечественные операторы IP-телефонии могут добиваться одинакового регулирования. Однако существует и более эффективный путь — улучшение качества услуг, предоставление уникальных сервисов и запуск привлекательных программ лояльности пользователей.

Доходы от услуг связи в 1995—2008 гг. в фактически действовавших ценах, млрд руб. (1995 г. — трлн руб.)

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Связь — всего,в том числе

21,4

146,4

195,7

269,9

395,6

540,3

659,9

833,2

1035,9

1223,7

почтовая и спецсвязь

4,1

12,5

16,5

21,3

28,7

34,3

42,7

53,7

68,3

86,8

документальная электросвязь

1,0

8,2

13,0

14,9

25,6

37,3

48,6

64,2

82,1

109,9

междугородная, внутризоновая
и международная телефонная связь

8,9

46,8

56,4

68,6

72,1

79,1

78,5

96,8

113,3

124,4

местная телефонная связь

5,9

32,0

40,0

56,6

72,7

88,0

105,8

118,6

133,9

138,3

предоставленная с таксофонов

2,1

2,5

2,3

2,7

2,2

1,5

0,8

0,2

радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь и проводное вещание

1,5

6,8

9,3

11,9

15,9

19,0

25,4

28,4

38,0

54,1

подвижная связь

37,4

56,8

92,5

140,2

221,8

282,9

380,2

456,1

544,3

присоединение и пропуск трафика

34,6

54,8

71,3

85,1

136,9

164,9