Обещали купить сельхозугодья? Отвечайте в суде! («Ваш партнер-консультант», № 31, 2009 г.)

| статьи | печать

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» я известил министерство имущественных и сельскохозяйственных отношений Астраханской области о намерении продать за 500 тыс. руб. земельный участок из земель сельхозназначения. Через месяц получил извещение, что министерство реализует преимущественное право на покупку данного участка по названной цене. Я отказал покупателю. Истекает трехмесячный срок, а в министерстве мне сообщили об отказе от покупки в связи с кризисом. Как быть, если оно откажется приобретать участок? Могу ли я обратиться в суд, ведь покупателя на участок я потерял.

А.В. Кузнецов, вопрос с сайта www.eg-online.ru

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее  — Закон № 101-ФЗ) субъект РФ (а в случаях, установленных законом субъекта Федерации, — муниципальное образование) имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

В этих целях п. 2 ст. 8 Закона № 101-ФЗ обязывает продавца земельного участка известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ о намерении продать земельный участок. Срок для ответа госоргана на предложение — 30 дней с момента поступления извещения (п. 3 ст. 8 Закона № 101-ФЗ).

Считаем срок

Из вопроса не ясно, госорган оформил ответ в пределах отведенного 30-дневного срока или по его истечении. От этого зависит, сможет ли продавец принудить госорган заключить договор купли-продажи путем признания его бездействия незаконным.

Возможны два варианта.

Первый: госорган направил согласие на покупку в течение 30 дней с даты получения извещения продавца. В этом случае считается, что срок для ответа соблюден и информация, содержащаяся в ответе госоргана, имеет юридическую силу.

Второй: госорган направил согласие на покупку по истечении 30 дней с даты получения извещения продавца. То есть согласие гос­органа просрочено, следовательно, оно не имеет юридической силы. Это означает, что госорган отказался от преимущественного права и продавец в силу п. 3 ст. 8 Закона № 101-ФЗ имеет право в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении. Принудить госорган заключить договор в подобной ситуации нельзя, а последствия в виде неполученного дохода в результате потери потенциального покупателя, от которого продавец отказался, лежат на самом продавце.

Срок надо считать, руководствуясь общими нормами Гражданского кодекса РФ (глава 11 «Исчисление сроков» раздела 1). Течение срока начинается на следующий день после календарной даты, которой определено начало (ст. 191 ГК РФ). Иначе говоря, если извещение поступило в госорган, например, 1 августа, течение срока начинается 2 августа, а заканчивается по окончании 30 дней, то есть 31 августа. Согласие госоргана, датированное 1 сентября и позднее, считается просроченным.

К сведению

Определить дату получения гос­органом извещения (предложения) о продаже земельного участка, равно как и дату начала течения 30-дневного срока, можно, сверив дату поступления предложения на уведомлении о вручении, которое продавец оформляет в отделении почтовой связи, если предложение направляется по почте, или по дате, указанной в расписке (абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 101-ФЗ).

Итак, если ответ на извещение государственный орган оформил в пределах 30-днев­ного срока, последующий отказ от заключения до­гово­ра купли-продажи считается явным нарушением прав про­давца.

Нет оферты — нет понуждения

Как понудить субъект РФ заключить договор купли-продажи, если он вовремя уведомил продавца о желании приобрести земельный участок, но впоследствии стал уклоняться от его приобретения?

Понуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, когда обязанность составить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Основание — п. 1 ст. 421 ГК РФ.

В статье 8 Закона № 101-ФЗ установлено право, а не обязанность субъекта РФ приобретать участок земель сельхозназначения. Поэтому законных оснований для понуждения субъекта Федерации нет.

Чтобы определить, имеется ли в данном случае добровольно принятое субъектом РФ обязательство заключить договор купли-продажи, необходимо выяснить, является ли извещение продавцом субъекта РФ о намерении продать земельный участок офертой и признается ли согласие субъекта РФ надлежащим акцептом. В пункте 1 ст. 435 ГК РФ сказано, что оферта должна содержать существенные условия договора. Извещение субъекта РФ содержит их. Согласно п. 2 ст. 8 Закона об обороте земель сельхозназначения в извещении должны быть указаны цена, размер, местоположение земельного участка и срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Субъект РФ в своем согласии (уведомлении) фактически принимает все условия, указанные в извещении.

С момента принятия оферты договор заключен (ст. 433 ГК РФ). Тем не менее необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если «между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора».

Сделки купли-продажи недвижимости заключаются в простой письменной форме и только путем составления одного документа (ст. 550 ГК РФ).

Таким образом, договор купли-продажи земельного участка невозможно оформить путем направления оферты и акцепта. И нельзя рассматривать уведомление субъекта Федерации о приобретении земельного участка как акцепт.

Суды также придерживаются мнения, что правила об оферте и акцепте не могут применяться к отношениям по купле-продаже недвижимости (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2007 № А43-2514/2007-23-64).

Извещение продавца и уведомление субъекта РФ не следует рассматривать как предварительный договор купли-продажи, поскольку согласно ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен быть составлен в той же форме, что и основной договор. В данном случае — в простой письменной форме путем составления одного документа.

Итак, в рассматриваемой ситуации субъект РФ добровольно не принимал обязательства заключить договор купли-продажи, значит, о понуждении к его заключению говорить не приходится.

Но ситуация небезвыходная. Дело в том, что конкретные процедуры рассмотрения субъектом РФ извещения продавца и оформления своего решения о приобретении земельного участка закреплены нормативными актами субъекта РФ.

Региональная практика

Субъекты РФ обычно оговаривают предельный срок, в течение которого при положительном решении субъекта Федерации стороны должны оформить договор купли-продажи земельного участка.

Так, согласно п. 3 ст. 10 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» уполномоченный орган и продавец обязаны заключить договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение 60 дней со дня принятия решения о приобретении в собственность Московской области земельного участка.

Вдвое меньший срок установлен в п. 4 ст. 7 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области».

Кроме того, решение о приобретении земельного участка, как правило, оформляется правовым актом субъекта РФ — постановлениями, распоряжениями (например, постановление губернатора Владимирской области от 14.12.2004 № 687 «Об организации работы по осуществлению оборота земель сельхозназначения на территории Владимирской области», постановление правительства Ставропольского края «О приобретении в государственную собственность Ставропольского края участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края»).

Все-таки правовой акт!

В случае когда срок, установленный для заключения договора купли-продажи, нарушен либо решение субъекта РФ о приобретении конкретного земельного участка оформлено как правовой акт, но субъект РФ уклоняется от заключения договора купли-продажи, продавец имеет право обратиться в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа субъекта Федерации (то есть неисполнение требований закона или правового акта) и обязать заключить договор купли-продажи.

К сожалению, Законом Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» ни предельный срок для заключения договора купли-продажи, ни форма принятия правительством Астраханской области решения о приобретении земельного участка не утверждены.

Тем не менее решения о приобретении земельных участков из земель сельхозназначения в Астраханской области составляются в форме правовых актов (например, распоряжение правительства Астраханской области от 27.12.2007 № 836-Пр «О покупке земельных участков сельскохозяйственного назначения»). При соблюдении такого условия можно обратиться в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа субъекта РФ, выраженного в незаключении договора купли-продажи земельного участка, и обязать заключить договор. При этом необходимо иметь подтверждение, что продавец направил проект договора купли-продажи уполномоченному органу субъекта РФ. Согласно постановлению правительства Астраханской области от 01.04.2009 № 127-П «Об агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области» таким органом в Астраханской области является Агентство по управлению государственным имуществом.