Документальное оформление приемки товара

| статьи | печать

Любая организация, получив товары, должна оформить их поступление. Для этого предназначен целый ряд типовых форм. В каких случаях какие формы следует применять?
Для оприходования товаров Госкомстат России разработал целый ряд унифицированных форм первичных документов, в которых поступление или перемещение товаров отражается по их количеству и стоимости.
Все формы документов содержат такие обязательные реквизиты, как наименование документа, код формы, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц (ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления), личные подписи и их расшифровки.
Если это необходимо, то в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Ответственность за достоверность и правильность оформления документов, передачу их в установленные сроки в бухгалтерию несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИЕМКИ ТОВАРА

Правила и сроки приема товаров и их документальное оформление определяются техническими условиями, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров. Комитет РФ по торговле в письме от 10.07.96 N 1-794/32-5 изложил Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.
Договором купли-продажи также могут предусматриваться дополнительные требования к условиям приемки
товаров и ссылки на другие инструкции. В этом случае при приемке должны применяться такие требования и инструкции.
Договор может содержать ссылки, например на:
- Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6; с изменениями, внесенными Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.97 N 18);
- Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7; в редакции Постановлений Госарбитража СССР от 29.12.73 N 81, от 14.11.74 N 98).
С работником, принимающим товар на хранение, заключается договор о полной материальной ответственности.
Заключение такого договора с работником, непосредственно обслуживающим или использующим денежные, товарные ценности или иное имущество, предусмотрено ст. 224 Трудового кодекса РФ.
Минтруд России в силу возложенных на него Правительством РФ полномочий своим Постановлением от 31.12.02 N 85 утвердил Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности.
При приемке товара в первую очередь проверяют полноту и правильность составления всех необходимых товаросопроводительных документов.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и стоимости.
При разгрузке товара покупатель проверяет количество товаров в поступившей партии (взвешивает, проверяет заполнение тары полностью, подсчитывает штучные товары).
Если товар находится в ненарушенной таре (упаковке), приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Покупатель может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте.
Если проверка фактического наличия товара в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
На следующем этапе приемки проверяют качество поступивших товаров.
Сначала выполняется внешний осмотр, устанавливаются наличие явных дефектов, соответствие маркировки требованиям нормативной документации и данным, указанным в сопроводительных документах.
Далее может проводиться более углубленное определение качества, чтобы обнаружить скрытые дефекты, несоответствие поступивших товаров указанным срокам годности.
В соответствии с условиями договора и общими правилами приемки товара может производиться также выборочная проверка качества товаров.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ

Для оформления поступившего товара применяются унифицированные формы первичных документов (формы с N Торг-1 по N Торг-14), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
Приемка товаров осуществляется материально-ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов поставщика, предусмотренных условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (товарной накладной, товарно-транспортной накладной (ТТН), железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).
Если товар доставляется, например, автомобильным транспортом непосредственно на склад покупателя, то материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее печатью своей организации.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от:
- места приемки;
- характера приемки (по количеству, качеству, комплектности);
- от наличия или отсутствия сопроводительных документов поставщика и соответствия их договору купли-продажи.

Место приемки товара

Приемка товаров может производиться:
- на складе поставщика при вывозе товаров покупателем;
- на складе покупателя при доставке товаров поставщиком;
- в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе транспортного предприятия при доставке и выдаче товара предприятием железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного транспорта.
При отгрузке со склада поставщика основным товаросопроводительным документом является товарная накладная по форме N ТОРГ-12, которая используется для оформления продажи товаров сторонней организации.
Товарная накладная N ТОРГ-12 отличается от товарно-транспортной накладной тем, что в ней отсутствует транспортный раздел.
Товарная накладная, изображенная на с. 51, может быть как приходным документом покупателя, так и расходным документом поставщика.
В товарной накладной указываются номер и дата оформления, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (единицы измерения), цена и общие суммы отпущенных товаров с учетом и без НДС.
Товарная накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется печатью организации поставщика и в отдельных случаях печатью покупателя.
Товарная накладная N ТОРГ-12 при получении товара на складе поставщика обычно составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-поставщика и является основанием для списания товаров. Второй экземпляр передается организации-покупателю и является основанием для оприходования товара.
Вообще говоря, количество оформляемых экземпляров накладной может быть и больше. Это зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара, особенностей документооборота и т.д.
Если товары получает материально-ответственное лицо покупателя на складе поставщика, то оно должно предъявить поставщику доверенность по форме N М-2 (М-2А), которая необходима для подтверждения полномочий материально-ответственного лица на получение товара.
Форма доверенности установлена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
Доверенности на получение товара выдаются только сотрудникам данной организаций. Выдача доверенностей лицам, не работающим в данной организации, не разрешается. Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими на то уполномоченными, и на ней ставится печать организации.
Если товар получает представитель организации-покупателя по доверенности (с печатью), то печать организации-покупателя на товарной накладной не ставится.
В случае несоответствия фактического наличия товаров количеству, указанному в товарной накладной или отклонения по качеству, установленному в договоре, либо по данным, указанным в сопроводительных документах, должны составляться соответствующие акты, о которых речь пойдет ниже, а в сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

Характер приемки товаров

Теперь рассмотрим, как характер приемки влияет на ее документальное оформление.
Если по условиям договора необходима приемка товаров по количеству, качеству, массе и комплектности, то оформляется Акт о приемке товаров по форме N ТОРГ-1 или Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме N ТОРГ-2.
Форма N ТОРГ-1 используется в том случае, если нет расхождений между документами поставщика и фактическими данными приемной комиссии.
Приемка товара производится по фактическому наличию.
При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры по предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.
Поставщик может не высылать своего представителя и разрешить приемку товара без него.
Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте.
Акт по форме N ТОРГ-1 составляется отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Один экземпляр этого документа остается у покупателя, а другой передается поставщику.
Заполнение первой и последней страниц акта N ТОРГ-1 не вызывает затруднений. На 1-й странице акта записываются реквизиты поставщика, изготовителя и получателя товара, номер и дата акта, место приемки, реквизиты договора и другие сведения. Особое внимание следует обратить на строку "Способ доставки", где указывается вид транспортного средства, доставившего товар (в вагоне, составе, автофургоне, рефрижераторе, на судне и т.д.).
На 2-й и 3-й страницах акта N ТОРГ-1 при заполнении строки "Сертификат" обязательно указываются его номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ, и срок его действия.
Для примера на с. 52 приведен фрагмент 2-й и 3-й страниц заполненного акта N ТОРГ-1.
Если реальное состояние поставленного товара соответствует документам поставщика, то в полях "Состояние товара, тары и упаковки в момент осмотра", "Способ определения недостающего товара", "Заключение о причинах и месте образования недостачи товара", "Отклонение (+, -)" можно сделать прочерк.
На последней странице акта N ТОРГ-1 члены комиссии подтверждают правильность сведений, указанных на предыдущих страницах, и пишут свое заключение о приемке товара. Если представитель поставщика участвует в приемке, то он расписывается в получении акта. Здесь же подписывается главный бухгалтер грузополучателя.
На 4-й странице также выделено место для записи решения руководителя по поводу приемки товара. Заведующий складом расписывается на этой же странице в получении товара и тары на ответственное хранение, а руководитель утверждает документ.
Акты должны храниться в течение пяти лет.
Для оформления приемки товаров, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, дополнительно применяются Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме N ТОРГ-2 и аналогичный Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров по форме N ТОРГ-3.
Акты по формам N ТОРГ-2 и N ТОРГ-3 составляются в соответствии с фактическим наличием товаров и в сравнении с данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - в соответствии с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.
Эти акты являются основанием для предъявления претензии поставщику и составляются аналогично акту по форме N ТОРГ-1. Однако товары, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в этих актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет".
Количество экземпляров составляемых актов и комплектность документов обосновываются реальной ситуацией. Обычно акт по форме N ТОРГ-2 на отечественные товары составляется в четырех экземплярах, а акт по форме N ТОРГ-3 на импортные товары - в пяти экземплярах.
Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от российского поставщика. Если установлено несоответствие количества и/или качества товара по договору с иностранным поставщиком, то акт составляется в присутствии материально-ответственного лица покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта в его отсутствии) и представителей других незаинтересованных организаций.
Акт по форме N ТОРГ-3 составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
При приемке любых товаров акты о приемке с приложением документов (накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и при расхождениях с товаросопроводительными документами используются для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

Неотфактурованные поставки

На практике нередко встречаются случаи, когда товар поступает в организацию без товаросопроводительных документов поставщика или они частично отсутствуют. Это называется неотфактурованной поставкой.
Несмотря на отсутствие товаросопроводительных документов, товар все равно должен быть оценен и оприходован. В случае неотфактурованной партии товаров для оформления приемки и оприходования фактически полученных товаров используется Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика, по форме N ТОРГ-4.
Неотфактурованные поставки могут, например, возникать, когда в сопроводительных документах, которые получатель товара принимает от транспортной организации, указаны только номенклатура товаров и их количество, а цен нет.
Транспортная организация обычно отвечает только за сохранность и доставку товаров по номенклатуре и количеству, а цена для нее не имеет существенного значения.
При оприходовании такого товара у бухгалтера появляется необходимость оценить его (определить цену каждого наименования). Если товар еще не оплачен, то в момент получения неотфактурованной поставки покупателю известна только цена, указанная в договоре или в приложении к нему. Эту цену называют учетной или плановой.
Именно по этой учетной цене товары принимаются к бухгалтерскому учету с последующим уточнением фактической себестоимости (п. 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н).
После оприходования товара поставщику обычно сообщают о полученной поставке и прилагают акт о приемке.
Акт по форме N ТОРГ-4 можно применять для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию. Он составляется, по крайней мере, в двух экземплярах членами комиссии при участии материально-ответственного лица. Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой - остается у материально-ответственного лица.

ТОВАРНЫЕ ЯРЛЫКИ, СПЕЦИФИКАЦИИ И ИНЫЕ ВИДЫ ПРИХОДНЫХ НАКЛАДНЫХ

После приемки товаров от поставщиков товар может не сразу передаваться в торговый зал или на реализацию, а храниться на складе. При хранении товаров на складе оформляются различные документы, состав которых зависит от номенклатуры товаров, упаковки и организации работ на складе.
Например, для учета товаров в местах хранения товара широко применяется товарный ярлык (форма N ТОРГ-11). Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре на каждое наименование. У каждого ярлыка есть порядковый номер, и хранится ярлык вместе с товаром.
Для хранения отфактурованной партии товаров, упакованных в ящики, бочки и т.п., оформляется спецификация по форме N ТОРГ-10.
Спецификация выписывается в двух экземплярах материально-ответственным лицом склада. Один экземпляр при продаже направляется покупателю, другой - передается в бухгалтерию.
В спецификации перечисляется каждое отдельное место с товаром и проставляется его масса. Масса тары проставляется отдельно. Данные о таре, отпущенной с товаром по этой спецификации, указываются на оборотной стороне бланка.
Упакованный товар передается водителю-экспедитору по количеству мест или массе брутто и под расписку на бланке спецификации.
В мелкорозничной торговле, когда товары отпускаются материально-ответственным лицам на день (смену) работы, отпуск и прием товара оформляются расходно-приходной накладной по форме N ТОРГ-14 (для мелкорозничной торговли). Эта накладная применяется для оформления отпуска товаров на продажу с лотков, тележек, разносов и т.п.
Такая накладная выписывается в двух экземплярах материально-ответственным лицом, отпускающим товар. Один экземпляр передается продавцу, принимающему товар, а другой - остается в организации (в магазине, на складе).
По окончании рабочего дня продавцом в накладной производится запись о сдаче выручки за проданные товары в кассу организации и остатке непроданных товаров. В случае если продавец не может возвратить непроданные товары, в накладной производится запись остатков.
Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально-ответственные лица, а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое проводится на основании накладной на внутреннее перемещение, передачу товара и тары по форме N ТОРГ-13. Составляется она в двух экземплярах материально-ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товар. Один экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товара, а другой - принимающему подразделению для его оприходования. Заполненный документ подписывают материально-ответственные лица и сдатчика, и получателя, а затем накладная сдается в бухгалтерию.

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Госкомстата России
от 25.12.98 N 132

АО "Торговый дом Эверест", ИНН 7704416567, г. Москва,

_____________________________________________________|---------|

ул. Планерная, 47, тел. 443-33-55, | Код |

_______________________________________________ |---------|

р/с 40701050010000000000427 в КБ "Кентавр" Форма по ОКУД |0330212 |

_______________________________________________ |---------|

организация, адрес по ОКПО |458662886|

г. Москва, БИК 044552647, к/с 30101810000000000647 |---------|

_______________________________________________________ | |

структурное подразделение |---------|

Вид деятельности | |

Закрытое акцонерное общество "Фолд", | |

Грузополучатель _____________________________________ по ОКПО |---------|

ИНН 770677890|432156689|

_____________________________________________________|---------|

ЗАО "Торговый дом Эверест", ИНН 7704416567, по ОКПО |458662886|

Поставщик ___________________________________________| |

г. Москва, ул. Планерная, 47|---------|

___________________________________________ по ОКПО |432156689|

Закрытое акцонерное общество "Фолд", | |

Плательщик __________________________________________ |-------+---------|

ИНН 770677890 | номер |37-8-03 |

__________________________________________ |-------+---------|

договор | дата |03.07.03 |

Основание _____________________________________ |-------+---------|

договор, заказ - наряд | номер | - |

Транспортная накладная |-------+---------|

| дата | - |

|-------+---------|

Вид операции |отгрузка |

|---------|

|---------------------|

| Номер | Дата |

|документа|составления|

|---------+-----------|

ТОВАРНАЯ НАКЛАДНАЯ | 501 | 25.12.03 |

|---------------------|

 

Но-
мер
по
по-
ряд-
ку

Товар

Единица
измерения

Вид
упа-
ковки



Количество

Масса
брут-
то



Коли-
чест-
во
(мас-
са
нет-
то)

Цена,
руб. коп.




Сумма без
учета НДС,
руб. коп.



НДС

Сумма с
учетом
НДС,
руб. коп.


наименование,
характеристи-
ка, сорт,
артикул
товара

код



в
од-
ном
мес-
те

мест,
штук


став-
ка, %


сумма,
руб. коп.


наиме-
нова-
ние

код
по
ОКЕИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Комбайн
А77 4С


шт.

796

коро-
бка

1

5

10,7

5

4 000,0

20 000,0

20

4 000,00

24 000,00


2

Комбайн ку-
хонный FP 67


шт.

796

коро-
бка

1

4

10,8

4

4 250,0

17 000,0

ДДДДДДДДД[1]
62 500,0

20

3 400,00

20 400,00


3

Кофеварка
KF22R


шт.

796

коро-
бка

1

6

6,5

6

10 416,67

20

12 500,00

75 000,00

 

Итого ||28,0 | 15 | Х |99 500,0 | Х |19 900,00|119 400,00|

|------------------------------------------------------------------|

Три

Товарная накладная имеет приложение на 1 листе и содержит _______________

прописью

порядковых номеров записей

Двадцать шесть |--------|

Масса груза (нетто) ______________ | кг |

прописью |________|

Пятнадцать Двадцать восемь | |

Всего мест __________ Масса груза (брутто) _______________ | кг |

прописью прописью|--------|

1234

Приложение (паспорта, сертифика- |По доверенности N ______________

ты и т.п.) на ______Двух_________|от "22" ____декабря_____ 2003 г.

прописью| ЗАО "Фолд"

листах |выданной _______________________

Всего отпущено Три наименования | кем, кому (организация,

на сумму Сто девятнадцать тысяч | Надеждину Е.А.

четыреста рублей 00 копеек | _______________________

Исп. директор | должность, фамилия,

Отпуск разрешил _________________| и., о.)

должность| Зав. складом

Иванов Иванов П.Н. |Груз принял ____________________

__________ ______________________| должность

подписьрасшифровка подписи | Крылов Крылов К.П.

|__________ _____________________

Главный (старший) бухгалтер | подписьрасшифровка подписи

Петрова Петрова А.П. |

__________ ______________________|Груз получил грузополучатель

подписьрасшифровка подписи |Менеджер Надеждин Надеждин Е.А.

|_________ ________ _____________

Отпуск груза произвел |должность подпись расшифровка

Зав. | подписи

складом Сидоров Сидоров А.Н. |

_________ _______ ______________ |

должность подпись расшифровка |

подписи |

|

М.П. | М.П.

 

 

Товар

Категория, сорт





Единица
измерения

Цена,
руб. коп.




По документам поставщика значилось

наименование



код



количество

масса

стоимость,
руб. коп.

наи-
ме-
нова-
ние

код
по
ОКЕИ

в одном
месте

мест,
штук

брутто

нетто


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Комбайн А77 4С

0123

3,1

шт.

796

4 800,00

1

5

10,7

-

24 000,00

Сертификат N POCC.RU.CCK.000.000.0123456, ЦНИИбыт, действителен с 01.05.02

2. Комбайн кух. FP67

0384

3,1

шт.

796

5 100,00

1

4

10,8

-

20 400,00

Сертификат N POCC.RU.CCK.000.000.03479286, ЦНИИбыт, действителен с 01.05.02

3. Кофеварка KF22R

0386

3,1

шт.

796

12 500,00

1

6

6,5

-

75 000,00

Сертификат N POCC.RU.CCK.000.000.03689296, ЦНИИбыт, действителен с 01.05.01

 

Итого

15

28

-

119 400,00

Состояние товара, тары и упаковки в момент осмотра Повреждений нет

Способ определения недостающего товара По количеству мест и весу брутто

Заключение о причине и месте образования недостачи товара Недостача образовалась

 

Фактически принято

Сумма
с учетом
НДС,
руб. коп.


НДС

Отклонение (+, -)

кол-во

масса

стоимость,
руб. коп.


ставка,
%


сумма,
руб. коп.


кол-во

масса

стоимость,
руб. коп.

в 1
месте

мест,
шт.

брутто

нетто

в 1
месте

мест,
шт.

брутто

нетто


12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

-

4

8,6

-

19 200,00

19 200,00

20

3 200,00

-

-1

-2,1

-

-4 800,00

до 01.05.04

-

4

10,8

-

20 400,00

20 400,00

20

3 400,00

-

-

-

-

-

до 01.05.05

-

6

6,5

-

75 000,00

75 000,00

20

12 500,00

-

-

-

-

-

до 01.05.04

Х

14

25,9

-

114 600,00

114 600,00

Х

19 100,00

Х

-1

-2,1

-

-4 800,00

 

 

 

 

на складе поставщика по вине водителя-экспедитора