Агония сырьевой модели

| статьи | печать

Минэкономразвития представило уточненный макроэкономический прогноз до 2012 г. Падение ВВП в этом году ожидается на 0,5% больше, чем предполагалось ранее, — 8,5%, прогноз спада промпроизводства ухудшен до 12,5% по сравнению с прежней официальной версией падения на 7,4%.

На совещании по бюджету у Председателя Правительства РФ Владимира Путина расчеты представляла министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Она отметила также, что инвестиции в основной капитал будут в 2009 г. на 21,4% меньше, чем в 2008-м.

Минэкономразвития предполагает, что по итогам 2010 г. рост ВВП составит 0,1% (в прежнем прогнозе — 0,5%). Одна десятая процента — показатель в пределах статистической погрешности. Но и это министерство поясняет: рост ВВП будет наблюдаться только по итогам I квартала 2010 г. Это объясняется эффектом низкой базы. Даже намек на лучшее не удался в отношении промышленного производства. Оно, по расчетам Минэкономразвития, в 2010 г. упадет на 0,3% (сначала обещали на 0,3%). Инвестиции сократятся на 2,8%. Рост промпроизводства и инвестиций ожидается с 2011 г. (на 2,4 и 4,1%).

Минэкономразвития повысило среднегодовую цену барреля нефти более чем на 10% — до 54 долл. Хотя бюджет на год составлялся из расчета, что спад экономики составит только 2,2% при средней цене нефти 41 долл. за баррель.

Таким образом, рост мировых цен на нефть благотворно не отразился на российской экономике. Мало того, и впредь цены на сырье благодати не обещают. Частично это можно объяснить резким сокращением с начала года товарно­-материальных запасов. И тем, что российские компании и корпорации почти прекратили закупать необходимое сырье и оборудование после резкого удорожания кредитных ресурсов.

По большому счету все это похоже на то, что мы становимся свидетелями смерти сырьевой модели экономики. Она просто перестала функционировать. Хотя многие ждут, что вот-­вот мировая рецессия закончится, вернутся четырехпроцентные кредиты и прочие прелести последних восьми лет.

Может быть, в ожидании такого поворота правительство и попросило Э. Набиуллину доработать прогноз. На это ей отвели три дня.