Расходы по договору мерчендайзинга

| статьи | печать

Сегодня никому не нужно доказывать необходимость продвижения товаров на рынок. Оно сопряжено с расходами на мерчендайзинг – маркетинговую деятельность в розничной торговой точке. Такая деятельность подразумевает специальную выкладку товара, а также подготовку и размещение рекламных материалов именно в том месте, где находится потенциальный покупатель. Расскажем, как квалифицировать и обосновать подобные расходы в налоговом учете.

СИТУАЦИЯ

Наша компания (заказчик) нуждается в услугах мерчендайзинга, в связи с чем она заключила договоры с индивидуальными предпринимателями (исполнители). Факт оказания услуг будет подтверждаться типовым договором, актом приемки-сдачи, еженедельным отчетом исполнителя о посещении торговых точек и об объемах размещения заказов на продукцию, еженедельным планом посещения торговых точек.

По договору заказчик поручает исполнителю следующие услуги:

– сбор информации о ходе реализации продукции у клиентов;

– предоставление прогнозных планов реализации продукции;

– рекомендации по продвижению продукции на рынок.

Кроме того, исполнителю поручают оказание иных услуг по продвижению продукции на территории, включая выкладку товаров в торговых точках клиентов. Можно ли учесть расходы по договорам в целях налогообложения прибыли на основании названного пакета документов?

ПРАВОМЕРНОСТЬ РАСХОДОВ

Согласно договору исполнитель оказывает услуги по сбору информации о ходе реализации продукции у клиентов с предоставлением прогнозных планов реализации и рекомендаций по продвижению продукции на рынок. Соответствующие расходы, по нашему мнению, могут быть отнесены к затратам на основании подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ. Как следует из данной нормы, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно касающейся производства и реализации товаров. Кроме услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка и сбора информации, связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), исполнитель оказывает и другие услуги, прямо не поименованные в главе 25 НК РФ как подлежащие включению в состав тех или иных затрат.

Между тем из подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ следует, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Так, в соответствии с данной нормой в затраты включаются и другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Рассматриваемые расходы не перечислены в ст. 270 НК РФ в качестве расходов, не учитываемых в целях налогообложения. Поэтому при условии, что будет документально подтверждена связь данных расходов с производством и реализацией продукции, они в полном объеме могут быть включены в состав затрат. Данный вывод в равной мере распространяется на услуги по выкладке товаров, в отношении которых в разное время Минфин России менял свою позицию (см., в частности, письма Минфина России от 17.10.2006 № 03-03-02/247, от 30.01.2008 № 03-03-06/1/57 и от 22.05.2007 № 03-03-06/1/286).

Актуальное мнение финансового ведомства в отношении услуг мерчендайзинга (выкладки) заключается в том, что расходы на выкладку можно отнести к нормируемым расходам на рекламу. Тот же подход к проблеме продемонстрировал и ФАС Уральского округа в постановлении от 17.12.2007 № Ф09-10398/07-С3 по делу № А60-9282/07. Суд указал, что комплекс мер по выкладке товаров на лучших местах был направлен на визуальное выделение продукции общества и привлечение к ней внимания покупателей. Поэтому понесенные затраты могут учитываться в качестве рекламных расходов на основании подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ. В постановлении ФАС Московского округа от 23.04.2009 № КА-А40/3578-09 говорится, что «услуги по мерчендайзингу направлены на рекламу товаров заявителя, их продвижение в торговой сети и, следовательно, на увеличение дохода от их продажи». Суд признал обоснованным и соответствующим положениям п. 4 ст. 264 НК РФ отнесение стоимости данных услуг на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Московского округа от 06.04.2009 № КА-А40/2402-09.

В то же время не все суды придерживаются такой позиции. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 04.12.2008 по делу № А35-6838/07-С21 сделал следующий вывод: выкладка товара является составной частью процесса реализации товара и не может рассматриваться как услуга по рекламе товара. Услуги по выкладке товара подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией согласно п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией). Определением ВАС РФ от 19.03.2009 № ВАС-2627/09 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора постановления отказано.

Не забывайте нормировать расходы!

Допустим, организация будет придерживаться мнения, что расходы на мерчендайзинг считаются рекламными. Поскольку стоимость подобных услуг
не выделена из общей цены договора, во избежание конфликта организации придется нормировать для целей налогообложения сумму расходов по договору либо изменить договор и идентифицировать
стоимость каждой услуги.

Кроме соблюдения названных выше условий рассматриваемые расходы учитываются в затратах только при их соответствии критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Исходя из данной нормы для целей исчисления и уплаты налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Для целей исчисления налога на прибыль под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В статье 252 НК РФ определен перечень документов, необходимых для принятия расходов в состав затрат. Такие документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ (применительно к внутрироссийским сделкам) и косвенно подтверждать произведенные расходы.

Положения главы 25 НК РФ не содержат перечень документов, необходимых для обоснования расходов, установленных подп. 27 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, без которых принятие данных расходов в состав затрат будет невозможно. Кроме того, понятие экономической обоснованности затрат не соотносится с фактическим получением прибыли в результате их осуществления. При этом в п. 1 ст. 252 НК РФ прямо указано, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода, а не для деятельности, в результате которой была получена прибыль.

Изложенное позволяет сделать вывод, что рассматриваемая категория расходов включается в состав затрат для целей исчисления налога на прибыль при соблюдении следующих условий:

– расходы экономически оправданны;

– имеются документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ. Такими документами могут стать договоры, акты приемки-сдачи выполненных услуг, отчеты исполнителя, счета-фактуры, платежные поручения. При этом акты приемки-сдачи выполненных работ должны содержать перечень выполненных работ, который будет соотноситься с предметом договора;

– документы подтверждают, что затраты произведены для деятельности, направленной на получение дохода. Это обстоятельство будет прямо следовать из перечня выполняемых услуг, а также содержания текущей деятельности предприятия. Если рассматриваемые исследования проводятся для деятельности, осуществление которой планируется, для обоснования затрат необходимо составить бизнес-планы, служебные записки, докладные, где будет указано обоснование необходимости осуществления рассматриваемых услуг для целей развития производства.

Как уже было сказано, для подтверждения экономической обоснованности затрат доказательства в виде фактического увеличения продаж не требуется, поскольку это противоречит положениям части первой ст. 252 НК РФ. Такой подход подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в Определении от 04.06.2007 № 366-О-П.

Этот подход подтверждается и практикой применения арбитражными судами по различным федеральным округам положений подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. постановление ФАС Московского округа от 27.05.2008 по делу № КА-А40/4343-08).

В ряде судебных актов арбитры посчитали достаточным для обоснования рассматриваемых расходов представление договора, акта, отчета, счета-фактуры (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2006 г. по делу № А43-20521/2005-36-747, Северо-Западного округа от 04.10.2007 г. по делу № А05-1103/2007). По мнению арбитров, акт выполненных работ должен содержать конкретный перечень таких работ, чтобы установить его отношение к финансовому результату деятельности, а в отчетах должны быть результаты исследования рынка. Например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2007 по делу № А82-8885/2004-15, Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 по делу № А19-11279/07-50-Ф02-110/08. А в постановлении ФАС Московского округа от 02.04.2008 № КА-А40/2402-08 суд не принял в качестве доказательства произведенных расходов представленные заявителем акты к договору об оказании услуг, поскольку в них отсутствовали конкретные сведения для признания услуг мерчендайзинга исполненными. В акте не были отражены наименования торговых марок заказчика, адреса торговых точек, объем, наименования, характеристики, стоимость каждой из оказанных услуг и сроки их оказания. Вывод суда: заявитель не доказал произведенные затраты, а также то, что затраты имеют производственный характер и направлены на извлечение прибыли.

Если возникнет налоговый спор, инспекции или суду могут быть предъявлены фактические доказательства, что проводимые исследования повлияли на увеличение объема реализованной продукции. Но и при отсутствии показателей роста продаж заказчик может приводить в качестве доказательства своей правоты доводы, изложенные выше.

Что сказал Конституционный Суд

В Определении от 04.06.2007 № 366-О-П. КС РФ рассмотрел вопрос о конституционности положений части первой ст. 252 НК РФ и вынес вердикт:

«...обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.»

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

В заключение дадим несколько практических советов, которые помогут бухгалтеру правильно составить документы, необходимые для признания расходов по услугам мерчендайзинга в налоговом учете.

1. Формулировка раздела «Предмет договора» типового договора должна соответствовать подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ. Например, в данном разделе договора можно указать: «Заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказывать ему услуги по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, связанной с ходом реализации продукции, сбору информации, непосредственно связанной с производством и реализацией продукции. Также исполнитель оказывает иные услуги по продвижению продукции на рынке, а именно (необходимо перечислить виды услуг)». Такая детализация необходима для исключения конфликта с налоговыми органами по вопросу квалификации произведенных расходов.

2. В типовом договоре следует установить конкретные сроки предоставления ежемесячных отчетов, а также требования к их оформлению и содержанию. В том числе в договоре необходимо закрепить, что отчет должен содержать подробный перечень оказанных услуг.

3. Кроме размера ежемесячного вознаграждения в типовом договоре надо предусмотреть показатели, по которым оно рассчитывается. В договоре не должно быть неточных формулировок типа «размер вознаграждения увеличивается в зависимости от активности рекламных компаний», а также большой «вилки» выплачиваемого вознаграждения (например, от 3 тыс. до 300 тыс. руб.). Неточные формулировки могут привести к конфликту между исполнителем и заказчиком, а также к спорам с налоговыми органами.

4. Акт приемки-сдачи и отчет исполнителя должны быть детализированы. В акте необходимо привести перечень оказанных услуг, а в отчете – подробное описание проделанной работы и полученного результата (выводы).

Например, в отчете отражается подробный анализ проведенного исследования, детализируются оказанные услуги с описанием конкретных действий, возможно, с приложением фотоотчетов о выкладке либо документов, подписанных со стороны розничной торговой точки (это свидетельствует о том, что выкладка действительно производилась). Еженедельный план посещения торговых точек целесообразно заверять у администрации этих торговых точек. При этом в нем указываются наименование и адрес магазина, контактные телефоны и прочая информация для контроля.