1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 7622

Признаки кризиса: предвидеть и бороться с ними

Знание причин кризиса и их анализ помогут на ранних стадиях ему противостоять

Бизнес невозможен без риска. Но риск бывает разумный, взвешенный, учтенный в принимаемых решениях, когда точно знают, где его допустимые границы, и готовы рисковать. А есть риск от незнания, некомпетентности, когда выходят за границы разумной предусмотрительности. Если первый риск приветствуется, то последним злоупотреблять не рекомендуется. Снизить риск возникновения кризисной ситуации позволяет знание его возможных причин и их анализ.

Успехи и неудачи деятельности компании следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов – внешних (на них компания почти или совсем не может влиять) и внутренних (как правило, они зависят от организации работы самой компании).

Среди внешних факторов можно отметить:

  • размер и структуру потребностей населения;
  • уровень доходов населения, а следовательно, и его покупательную способность (сюда же можно отнести уровень цен и возможность получения потребительского кредита);
  • общеэкономический спад;
  • политическую стабильность и направленность внутренней политики;
  • изменения в налоговом законодательстве;
  • развитие науки и техники, точнее, скачки в развитии;
  • привычки и нормы потребления, предпочтения одних товаров и отрицательное отношение к другим;
  • международную конкуренцию.

Внутренние причины, по которым компании попадают в кризисные ситуации, в общем виде можно подразделить на четыре группы:

  • стратегия предприятия и дивидендная политика;
  • принципы его деятельности;
  • ресурсы и их использование;
  • качество и уровень маркетинга.

В свою очередь, они включают множество конкретных факторов, действующих на каждом предприятии избирательно.

Так, до 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, осуществляющих стратегическое и дивидендное управление. Это и есть первый внутренний фактор. Представляется, что неудачи России также связаны с влиянием данного фактора не меньше, чем в США.

Убытки компании из-за неудовлетворительной работы с рынком, неспособностью товара успешно конкурировать с другими, несвоевременное обновление ассортимента обусловлены отсутствием грамотного маркетинга.

Резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товара может быть вызвано нерациональной структурой управления, раздутым штатом компании, применением дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.

Снижение уровня культуры производства и культуры предприятия, увольнение квалифицированного персонала, нездоровая психологическая атмосфера в компании, неуверенность сотрудников в эффективности своей работы – признаки организационного кризиса, который перерастет в финансовый.

В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, треть вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и две трети – на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки, но можно предположить, что и для России характерна примерно такая же пропорция. Остановимся на анализе основных параметров деятельности предприятия.

Анализ управления финансами

Выявление полного перечня причин возникновения кризисной ситуации у фирмы позволяет не только успешно преодолевать, но и предвидеть ее наступление.

Кризис компании – это прежде всего ее неплатежеспособность, отсутствие денег, чтобы расплатиться с кредиторами, бюджетом и вести нормальную хозяйственную деятельность. А финансовое состояние компании взаимосвязано со всеми сторонами ее хозяйственной деятельности. Поэтому необходимо постоянно анализировать финансовое состояние компании и следить за финансовыми показателями, которые помогут определить признаки надвигающегося кризиса. В табл. 1 представлены основные показатели управления финансами.

Основная задача анализа финансового состояния – контроль правильного целевого использования оборотных средств, величины запасов сырья, материалов и др., своевременные расчеты с бюджетом, банками, вышестоящими организациями, поставщиками и покупателями.

Источники исходной информации – баланс (форма 1) и прилагаемые к нему бухгалтерские, управленческие и статистические отчеты о различных сторонах хозяйственной деятельности.

В основном анализ баланса заключается в исследовании изменения абсолютных показателей за несколько периодов и сравнении статей баланса в процентах к его итогу.

Необходимо отслеживать пропорции, сколько у компании собственных и заемных средств. Это называется структурой капитала. Если заемных средств больше, чем собственных (отношение собственных средств к заемным меньше 1), следует задуматься, из каких средств компания будет выплачивать долги.

На практике для анализа структуры капитала используют уже годами сложившиеся коэффициенты.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Он определяется как отношение стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей и прочих краткосрочных пассивов:

К1 = Оборотные средства : Краткосрочные обязательства.

Его еще называют коэффициентом покрытия. Оптимальным считается значение 1,5. Его увеличение – симптом наличия чрезмерных запасов, хотя возможны варианты в зависимости от отраслевой принадлежности, структуры запасов, формы расчетов за товары и т.д. Постоянное снижение коэффициента означает возрастающий риск неплатежеспособности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2) свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов:

К2 = (Итог по разделу III Капитал и резервы + Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов – Итог по разделу I Внеоборотные активы) : Итог по разделу II Оборотные активы.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К3) характеризует наличие у предприятия реальной возможности восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода. Он определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент – это не что иное, как сумма фактического значения текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между концом и началом отчетного периода в перерасчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

К3 = [К1ф + Пв(у) : Т х (К1ф – К1н)] : Кнорм,

где К1ф – фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1);

Пв(у) – установленный период утраты платежеспособности предприятия в месяцах;

Т – отчетный период в месяцах;

К1н – значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;

Кнорм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности (К = 2).

Если коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами принимают значения, превышающие нормативные или равные им, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за три месяца. Его значение меньше 1 означает, что предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность. (В современных условиях кризисного менеджмента значения коэффициентов могут быть другие, но пропорциональность их не меняется.)

В общем коэффициенты дают определенную информацию к размышлению. Однако целостной картины финансового состояния компании из них составить нельзя: они оценивают лишь отдельные стороны деятельности компании.

Нормативные значения коэффициентов якобы подходят для любой компании и любой отрасли. На самом деле, чтобы установить действительно точный норматив, нужно хорошо представлять специфику деятельности конкретной фирмы.

Например, рассчитали коэффициент текущей ликвидности, поделив текущие активы на краткосрочные обязательства. Но что представляют собой эти текущие активы? Одно дело, если это денежные средства на депозитах, высококачественные товары на складе. Совсем другое – просроченная дебиторская задолженность, запасы неликвидов.

Для нормальной работы торговой компании большой запас оборотных средств необходим, а для промышленного предприятия он может стать обузой. Более того, нормативное значение коэффициента текущей ликвидности установлено на уровне 2, тогда как западные компании считают нормальным значение около 1. Иногда слишком большое значение коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о том, что предприятие нерационально использует дорогие собственные и заемные средства.

Таким образом, надо пытаться понять, какие значения коэффициентов подходят конкретной компании. Это можно сделать на основании данных за несколько месяцев или кварталов, когда компания особенно успешно работала на рынке, или постараться выяснить значения коэффициентов у своих друзей-конкурентов.

Анализ финансового результата

Чтобы вовремя заметить наступление кризиса, нужно анализировать не только баланс. Признаком, что в компании не все в порядке, является снижение финансового результата.

Большинство компаний сегодня определяет прибыль и затраты ежемесячно, а не ежеквартально. Это позволяет оперативно отследить падение прибыли. При этом руководитель должен анализировать истинную прибыль предприятия, а не формальную, которая готовится для налоговой инспекции.

При анализе прибыли используются следующие показатели:

  • Рентабельность номинального собственного (акционерного), капитала, который равен отношению прибыли к номинальному собственному (акционерному) капиталу, где собственный капитал по балансу есть сумма номинального собственного капитала, резервов и перенесенной прибыли за вычетом перенесенных убытков;
  • Рентабельность суммарной величины капитала по балансу  – отношение разницы между прибылью и процентам по займам к сумме собственного капитала по балансу и заемного капитала.

К важнейшим показателям относятся также величины дебиторской и кредиторской задолженности. Если дебиторская задолженность резко пошла вверх – это тревожный симптом, свидетельствующий о проблемах у покупателей компании, среди которых могут быть неплатежеспособные.

Вслед за дебиторской может увеличиться и кредиторская задолженность. Что это означает? Не исключено, что закончились деньги на счете (потеря ликвидности) и фирма «сядет» на картотеку. То есть все деньги, поступающие на счет компании, будут сразу списываться в пользу кредиторов. Компания теряет контроль над своими доходами. Тогда недалеко до задержек с выплатой зарплаты и полного краха. Конечно, многие компании (особенно промышленные) научились работать и в таких условиях. Картотека – образ жизни для них. Существуют схемы, позволяющие обойти установленные финансовые преграды. Но лучше распознать признаки приближающейся опасности заранее, чтобы избежать ее. В хороших компаниях ведомости дебиторской и кредиторской задолженностей сводят каждый день.

Мониторинг дебиторской задолженности – процесс, который сосредоточен в первую очередь:

  • на учете и контроле ее уровня;
  • ее «продуктивности» (отношении дебиторской задолженности к объему продаж);
  • сроках погашения дебиторской задолженности.

Можно сравнить тенденции изменения продаж и дебиторской задолженности (табл. 2, 3 и 4).

В хозяйственной практике регулярно проводится мониторинг дебиторской задолженности с использованием показателей оборачиваемости и периода оборота дебиторской задолженности.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ) отражает число оборотов, совершаемых дебиторской задолженностью в течение рассматриваемого периода:

ОДЗ = Продажи в кредит : Дебиторская задолженность.

В этом показателе результаты работы предприятия (продажи в кредит) в исследуемом периоде соотносятся с занятостью капитала, образуемого за счет продаж (дебиторская задолженность). Занятость приводится в среднем размере или по состоянию на конец периода. Рост показателя свидетельствует о положительных тенденциях в области дебиторской задолженности.

Период оборота дебиторской задолженности (ПОДЗ) показывает среднее количество дней между выставлением счета-фактуры и его оплатой:

ПОДЗ = Дебиторская задолженность : Дневные продажи в кредит

или

ПОДЗ = (Дебиторская задолженность : Продажи в кредит) х 360.

При положительном развитии показателей (снижении) улучшается соотношение между продажами и дебиторской задолженностью, на основании чего судят об увеличении скорости погашения дебиторской задолженности.

«Возраст» дебиторской задолженности представляет собой величину, с помощью которой можно осуществлять мониторинг и контроль изменений занятости капитала в ней. Обзор возрастной структуры дебиторской задолженности составляется так: в соответствии с датой выписки счета-фактуры (вплоть до установленной даты) дебиторская задолженность распределяется по возрастным группам. Разбивка может быть помесячной, для более отдаленных периодов – поквартальной и т.п.

На практике одни предприятия более, другие менее серьезно относятся к кредитной политике. Существуют предприятия, которые продают в кредит товары (оказывают услуги) на общепринятых платежных условиях, но при этом мало внимания уделяют анализу платежеспособности заказчика, не определяют лимиты кредитования, целей и т.п. Едва ли в этих случаях можно говорить об управлении кредитными отношениями. Предприятия ограничиваются бухгалтерским учетом, инкассацией и взысканием дебиторской задолженности.

Структура и содержание задач кредитного менеджмента определяется целями кредитной политики предприятия и конкретными экономическими условиями. В качестве некоторого стандарта можно рассматривать следующий комплекс задач:

  • определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями (заказчиками) и их контроль;
  • контроль сроков погашения дебиторской задолженности и принятие последующих мер;
  • организация инкассации (напоминания, санкции и т.п.);
  • управление информацией о покупателях (заказчиках);
  • оценка платежеспособности покупателя (заказчика);
  • контроль платежных условий заказов;
  • мониторинг дебиторской задолженности (период оборота, оборачиваемость, возраст дебиторской задолженности и т.д.);
  • анализ, планирование и контроль кредитных и долговых отношений;
  • коммуникация со службами маркетинга, ценообразования и др.

Так как важно кризис предупредить, то интересны также финансовые показатели, отражающие платежеспособность предприятия и его финансовую независимость. Например, коэффициент маневренности – отношение собственных оборотных средств к суммарному собственному капиталу. При этом собственные оборотные средства равны мобильным средствам за вычетом кратко­срочной задолженности. Высокий коэффициент служит для того, чтобы убедить акционеров (клиентов) в гибкости использования средств компании, что деньги не «омертвлены» в основных фондах и их можно быстро «вытащить». Вместе с тем промышленному предприятию поддерживать значение этого коэффициента высоким глупо, лучше вложиться в обновление технологического оборудования.

Используются еще показатели покрытия долгов и ликвидности, требующие более точной оценки собственных мобильных средств по критерию скорости их реализации, а также по оценке срочности платежей:

Степень немедленного покрытия долгов = Немедленно реализуемое имущество : (Срочные долги + Срочные платежи наличными);

Степень покрытия краткосрочных долгов = Быстрореализуемое имущество : (Краткосрочные и среднесрочные долги + Кратко­срочные платежи наличными);

Степень общего покрытия = Сумма свободного имущества и резервов : (Краткосрочные долги + Краткосрочные платежи наличными).

При анализе деятельности предприятия нельзя упускать из виду и другие показатели, например производительность труда (ПТ) рабочих и служащих на производстве. Этот показатель можно рассчитать так:

ПТ = Выручка от реализации : : Число рабочих часов или

ПТ = Прибыль : Зарплата или выручка : Количество занятых работников (рабочих).

Для торговых компаний:

ПТ = Торговый оборот : Количество занятых работников (рабочих) или

ПТ = Торговый оборот : Торговые площади.

Если перечисленные выше показатели снижаются, значит, уменьшается эффективность управления, возможность тратить деньги на развитие компании. Когда компания переходит на новый уровень и резко расширяет свою деятельность, например открывает новые магазины, возможно временное снижение показателей производительности труда. Важно, чтобы не было такой длительной тенденции.

Следует упомянуть и такой показатель, как Z-счет Альтмана, который рассчитывается на основе баланса предприятия и отчета о финансовых результатах, а также рыночной стоимости обычных и привилегированных акций. Он является спорным как с точки зрения используемых в нем величин, так и с точки зрения весовых коэффициентов. Если можно согласиться с тем, что величины оборотного капитала, выручки, уставного фонда, резервов, нераспределенной прибыли неплохо описывают финансовое состояние компании и являются каждый сам по себе хорошим индикатором, то формула, в которую они сведены, и весовые коэффициенты перед каждой дробью не вызывают доверия. Но, рассматривая методы прогнозирования кризисных ситуаций, пропустить его нельзя.

Если любопытно, его можно рассчитывать, но важные решения лучше принимать на основе более надежных параметров, например тех, которые входят в качестве слагаемых в числитель и знаменатель формулы Z-счета Альтмана.Чтобы вовремя заметить признаки кризиса, надо не только анализировать баланс, но и следить за финансовым результатом, контролируя его снижение.

Таблица 1

Основные показатели управления финансами

Доходность инвестиций

Рентабельность: активов, собственного капитала, инвестированного капитала, рентабельность по маржинальной прибыли собственного капитала в товарном запасе и дебиторской задолженности

Деловая активность

предприятия

Рентабельность продаж, нормативный срок хранения товарных запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности, доля просроченных счетов дебиторов, доля просроченных счетов кредиторов, выручка от продаж, рентабельность товарных запасов, выручка по оплате, расходы за период, чистая прибыль, операционный рычаг, затраты на инвестиции, реализованная доля рынка и прочее

Ликвидность

Коэффициенты текущей и срочной ликвидности

Финансовая устойчивость предприятия

Коэффициент покрытия процентов по кредитам

Стоимость предприятия

Чистая приведенная стоимость

Денежные потоки

Суммы денежных средств по местам их нахождения, оборачиваемость денежных средств, рентабельность денежного потока

Таблица 2

Тенденция изменения продаж и дебиторская задолженность (в процентах по отношению
к показателям I квартала)

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Продажи

Тенденции изменения продаж, %

Дебиторская задолженность

Тенденции изменения дебиторской задолженности, %

Таблица 3

Показатели по отдельным месяцам

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Продажи

Дебиторская задолженность

Оборачиваемость (за месяц)

Оборачиваемость (в пересчете на год)

Таблица 4

Возрастная структура дебиторской задолженности

Возрастные группы дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность

0–30

31–60

61–90

Свыше 90

Итого