Спасти автопром не удается

| статьи | печать

Минэкономразвития сообщило, что производство автомобилей в России в I квартале упало на 63%. А Минпромторг прогнозирует падение производства на 60% по итогам 2009 г. Получается, что пока все меры правительства – и по запрету ввоза подержанных иномарок, и по помощи волжскому автогиганту деньгами, и по субсидированию кредитных ставок – были напрасны, хотя и обошлись недешево.

Весьма безрадостный прогноз выдала в конце апреля компания Nielsen. По результатам ее последнего исследования, все больше россиян предпочитают отложить покупку автомашины. Уже каждый четвертый (27%) планирует замену авто не раньше чем через 3–4 года. Учитывая новое падение Индекса потребительского доверия, оживление динамики продаж на российском автомобильном рынке откладывается на отдаленную перспективу.

Онлайн-опрос автомобилистов Nielsen проводила 29 марта – 1 апреля 2009 г. Каждый второй (51%) респондент сообщил, что был вынужден отложить покупку-замену машины из-за экономической ситуации. Полгода назад, в октябре 2008 г., доля отказавшихся от своих планов составляла 31%.

Среди тех, кто все же планирует покупку авто, 29% намерены приобрести автомобиль в ближайшие 12 месяцев. В конце октября 2008 г. таковых насчитывалось 37%. Для 77% респондентов, планирующих купить машину в ближайшие 12 месяцев, новый автомобиль по-прежнему выбор номер один. Полгода назад аналогичный показатель составил 70%. 23% из тех, кто не изменил своего решения о покупке, выражают готовность рассматривать более дешевые варианты. Но большинство респондентов настроены на первоначальный выбор.

Потребительские настроения прямо воздействуют на производственную политику. По данным Минэкономразвития, производство легковых автомобилей в I квартале сократилось на 62,9% – до 123 000 шт. Причем снижение произошло преимущественно за счет производства на российских заводах: автомобилей российских брендов выпущено на 71,6% меньше – 57 200 шт. (45,5% от всего объема производства). АВТОВАЗ снизил выпуск на 71,2% – до 52 878 шт., УАЗ – на 79,1% – до 1336 машин, ГАЗ просто прекратил производство легковых автомобилей (выпустил лишь 187 Volga Siber).

Производство иномарок в России тоже упало на 50,9% – до 66 200 машин.

Теперь прогнозы Минпромторга и исследование Nielsen обещают дальнейший обвал авторынка, при том что господдержка обеспечит продажи 250 000 машин.

За продажами легковых и легких коммерческих автомобилей в России следит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По ее данным, в I квартале рынок упал на 40% – до 387 843 шт. АЕБ ухудшила свой прогноз по продажам в этом году с 2,4 млн машин до 1,7 млн.

По всем прогнозам, продолжится рост цен на автомобили. За счет этого, кстати, удастся выжить АВТОВАЗу (прогнозируется рост средней стоимости моделей АВТОВАЗа почти на 30% в основном за счет смещения продаж в сторону более дорогих Priora и Kalina).