Ответственность за инсайд ужесточается

| статьи | печать

Проект долгожданного федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» вошел в завершающую стадию процесса проработки. Это стало ясно по результатам состоявшегося в конце марта расширенного заседания рабочей группы по экспертизе и развитию корпоративного законодательства Национального совета по корпоративному управлению.

 

По прогнозам зампреда Комитета Госдумы по финансовому рынку Лианы Пепеляевой, в первом чтении законопроект может быть принят уже на весенней парламентской сессии. Окончательное вступление закона в силу запланировано на конец года.

Помимо вполне ожидаемого введения уголовной ответственности за инсайдерство по примеру развитых стран новый регулирующий документ, проходящий в настоящее время этап парламентских слушаний, содержит множество нюансов, вызывающих у участников рынка серьезное беспокойство.

Как отмечает региональный представитель Baker & McKenzie Макс Гутброд, несмотря на очевидную целесообразность принятия подобного законодательства, нынешние условия, в которых предполагается осуществлять правоприменительную практику борьбы с инсайдерами, нуждаются в дополнительной оптимизации и значительно более тщательном регулировании. По мнению М. Гутброда, отечественному рынку ценных бумаг имеет смысл учесть опыт Евросоюза, где одновременно с разработкой антиинсайдерского законодательства на протяжении десяти лет создавалась и соответствующая правовым нормам инфраструктура.

Недостаточно выстроенной считает систему противодействия инсайду и председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. Он полагает, что регуляторы на текущий момент не обладают необходимым для обслуживания рынка квалификационным потенциалом, а правоохранительные органы, в свою очередь, не готовы к реализации возлагаемых на них новых функций.

Серьезные опасения вызывает и предоставляемое Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) право признавать любую сделку постфактум недействительной в случае выявления каких-либо инсайдерских манипуляций. Эксперты уверены, что наделение регулятора подобными полномочиями повлечет за со-бой весьма ощутимые негативные последствия и приведет отечественный рынок в состояние тотальной юридической неопределенности.

Главным же недостатком нового законодательства, как утверждает партнер юридической фирмы «ЮСТ» Евгений Жилин, является минимизация ответственности самих регулирующих органов и их сотрудников, возможный инсайд от которых представляет сегодня наиболее серьезную опасность.

Сами участники рынка в доверительных беседах с журналистами выражают уверенность, что закон об инсайде в обозримом будущем не примут. «Вся работа на фондовом рынке строится на инсайде, — говорят они. — А правительство выделяет своему банку миллиарды для поддержки якобы фондового рынка. Понятно, что госбанкиры получают возможность таких масштабных манипуляций, о которых даже мечтать не могут игроки на какой-нибудь „захолустной“ сингапурской или лондонской бирже…»