1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1577

Резидент или нерезидент — вот в чем вопрос

СВОБОДА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ОДНОЙ СТРАНЫ В ДРУГУЮ ПОРОЖДАЕТ МАССУ ПРОБЛЕМ С НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ДОХОДОВ. ВЕДЬ ОТ ВРЕМЕНИ ФАКТИЧЕСКОГО ПРЕБЫВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАВИСИТ СТАВКА ВЗИМАЕМОГО С ДОХОДА НАЛОГА.

Статья 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признает физических лиц как являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, так и не являющихся таковыми, получающих доходы от источников в Российской Федерации.

Для налоговых резидентов РФ, работающих по найму, ставка налога составляет 13%. Для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — 30%. Причем эта ставка применяется независимо от вида получаемых доходов (ст. 224 НК РФ).

В настоящее время физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (ст.11 НКРФ).

Соответственно физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами Российской Федерации не являются.

Таким образом, статус физического лица определяется по итогам календарного года. Между тем налог на доходы физических лиц исчисляется и удерживается работодателями, выступающими налоговыми агентами, ежемесячно.

В связи с этим возникает проблема перерасчета суммы налога при изменении статуса налогоплательщика.

Налоговый статус иностранца

 

При приеме на работу иностранца, как правило, изначально предполагается, что он не является налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем его доходы облагаются налогом по ставке 30%.

В дальнейшем статус налогоплательщика уточняется. По истечении 183 дней фактического пребывания иностранного гражданина на территории России в границах соответствующего календарного года к его доходам за весь этот налоговый период должна применяться ставка налога в размере 13%, для чего налоговым агентом должен быть произведен перерасчет суммы ранее удержанного налога по ставке 30%.

Пунктом 1 ст. 231 НК РФ установлено, что суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика, подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Для признания иностранного гражданина налоговым резидентом в календарном году и возврата излишне удержанного налога кроме заявления необходимо представить документы, подтверждающие нахождение его на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году.

ФНС России в Письме от 16.05.2006 № 04-2-05/3 «О порядке уплаты налога на доходы физических лиц» разъяснила, что таким документом может являться копия паспорта иностранного гражданина с отметками органов Федеральной пограничной службы о днях въезда этого лица в Россию и выезда из нее, на основании которых может быть подсчитан фактический период его нахождения на территории Российской Федерации.

Как же быть в случае, если иностранное лицо уволилось с предприятия до истечения 183 дней его нахождения в Российской Федерации, но фактически находилось на территории России более этого срока? Обязан ли бывший работодатель возвратить налог?

Как разъяснил Минфин России в Письме от 25.08.2006 № 03-05-01-04/251, факт расторжения трудового договора с организацией-работодателем не освобождает указанную организацию от обязанностей налогового агента, установленных ст. 231 НК РФ в отношении выплаченных организацией доходов. Таким образом, излишне удержанные с бывшего работника суммы налога на доходы физических лиц работодатель должен вернуть.

При этом налогоплательщик представляет документы, подтверждающие его фактическое нахождение на территории Российской Федерации и соответственно изменение его налогового статуса.

Поскольку НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации, в данном случае такими документами могут являться, в частности, справки с места работы, выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени, справки о проживании из гостиниц и любые другие документы, на основании которых можно подтвердить фактическое нахождение физического лица на территории Российской Федерации.

В случае если трудовой договор между иностранным физическим лицом и организацией, осуществляющей свою деятельность на территории РФ, предусматривает продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней, такие иностранные граждане могут рассматриваться в качестве налоговых резидентов Российской Федерации на начало налогового периода. Соответственно доходы от выполнения трудовых обязанностей таких лиц подлежат налогообложению по ставке 13%. Об этом сообщил Минфин России в Письме от 30.06.2005 № 03-05-01-04/225.

В Письме Минфина России от 26.12.2005 № 03-05-01-04/396, посвященном налогообложению доходов граждан Республики Беларусь, чиновники отметили, что физические лица — граждане Республики Беларусь рассматриваются в качестве налоговых резидентов Российской Федерации (с применением налоговой ставки в размере 13%) с даты вступления в силу трудового договора, заключаемого ими с работодателями, в случае если указанным трудовым договором предусматривается выполнение работы на территории Российской Федерации не менее чем в течение 183 дней в соответствующем календарном году. При этом нахождение в административном и очередном отпуске, а также отсутствие на работе по причине временной нетрудоспособности не влияют на определение статуса такого работника, как налогового резидента Российской Федерации при условии его пребывания в России в упомянутые периоды (Письмо ФНС России от 09.06.2006 № 04-2-03/123 «О порядке уплаты налога на доходы физических лиц»).

Налоговый статус россиянина

 

Доходы российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13%.

В случае обретения российским гражданином налогового статуса нерезидента Российской Федерации для целей налогообложения применяется налоговая ставка 30%.

ВНИМАНИЕ!

Эта ставка применяется в отношении доходов, полученных от источников в Российской Федерации, поскольку только такие доходы составляют объект обложения НДФЛ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами (ст. 209 НК РФ).

 

К доходам, полученным от источников в РФ, относится, в частности, заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей. Такой доход облагается НДФЛ на общих основаниях с применением ставок 13% в отношении физических лиц – налоговых резидентов РФ и 30% – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (Письмо Минфина РФ от 19.10.2005 № 03-05-01-04/319).

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся, в частности, вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

То есть, как разъяснено в Письме Минфина РФ от 31.08.2006 № 03-05-01-04/254, отнесение получаемого физическим лицом вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей к тому или иному источнику дохода не зависит от источника финансирования расходов на выплату такого вознаграждения, а определяется исключительно территориальным нахождением места, где соответствующие обязанности выполняются.

Таким образом, работники, выполняющие трудовые обязанности на территории иностранного государства в течение более 183 дней в каждом календарном году и получающие заработную плату, выплачиваемую за счет средств российской организации, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации и не получают доходов от источников в Российской Федерации. Соответственно такие работники не считаются плательщиками НДФЛ в отношении вознаграждения, выплачиваемого за работу в иностранном государстве, независимо от каких-либо иных условий. У таких работников отсутствует объект обложения НДФЛ, определяемый в соответствии со ст. 209 НК РФ, а у организации в отношении указанных работников не возникает обязанностей налогового агента.

При этом, если в соответствующем календарном году работники будут признаны налоговыми резидентами РФ, их вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

Порядок определения налогового статуса с 01.01.2007

 

С января 2007 года в связи со вступлением в силу Закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по  совершенствованию налогового администрирования» порядок признания физических лиц налоговыми резидентами Российской Федерации будет определяться положениями п. 2 и 3 ст. 207 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами будут признаваться физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом установлено, что период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Пунктом 3 ст. 207 НК РФ определено, что независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.