1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 751

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 июля 2006 г. № 03-4-03/1379

О порядке применения подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Подпункты 1—4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса являются исключением из данного правила.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение указанного подпункта применяется, в частности, при оказании маркетинговых услуг.

Маркетинг — это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта.

В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия «маркетинговые услуги».

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее — ОКВЭД), введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст с 1 января 2003 года, термин «маркетинговые услуги» отсутствует.

Однако указанный выше классификатор содержит понятие «исследования конъюнктуры рынка», которое отнесено к классу 74 «Предоставление прочих видов услуг», группе 74.13, включающей подгруппу 74.13.1 — «исследования конъюнктуры рынка», в частности изучения потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов.

Исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур:

— определение размера и характера рынка;

— расчет реальной и потенциальной емкости рынка;

— анализ факторов, влияющих на развитие рынка;

— учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;

— определение степени насыщенности рынка и т.д.;

— сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.;

— исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;

— наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.д.;

— анализ внешних факторов развития рынка.

Таким образом, в целях применения подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора на оказание услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» ОКВЭД.

Учитывая изложенное, при оказании российской организацией услуг, поименованных в группе 74.13 класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» ОКВЭД, иностранной организации, не являющейся резидентом Российской Федерации, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не признается и соответственно налогообложение налогом на добавленную стоимость указанных услуг на территории Российской Федерации не производится.

Что касается заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, сообщаем следующее.

В случае если местом реализации маркетинговых услуг территория РФ не признается, то данные услуги отражаются в разделе 4 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), и операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2005 № 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения» (далее — Приказ).

Данным Приказом также утвержден Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов (далее — Порядок).

Таким образом, при заполнении раздела 4 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), и операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации по налогу на добавленную стоимость следует руководствоваться п. III Порядка.

СОВЕТНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ 2-ГО КЛАССА В. АНИКИН