Определимся с моментом

Отвечает Анна Лозовая, главный специалист отдела косвенных налогов Минфина России
| статьи | печать

Что в связи с вступлением в силу с 01.01.2006 отдельных положений Закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ следует считать моментом определения налоговой базы по НДС при выполнении работ по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории? Обязательно ли представление таможенной декларации в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки ноль процентов при совершении данных операций?

Н. В. Шабунина, Ростов-на-Дону

 

С 1 января 2006 года при выполнении работ (оказании услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0% (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом согласно п. 4 с. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога в налоговый орган представляются следующие документы:

— контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

— выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию РФ) с учетом особенностей, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Документы (их копии), подтверждающие правомерность применения «нулевого» НДС при реализации работ (услуг), представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов (п. 9 ст. 165 НК РФ). Но указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 1—3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным работам (услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса. Это установлено в п. 9 ст. 167 НК РФ. В случае если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита или перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ.

Таким образом, особенности возникновения момента определения налоговой базы, предусмотренные п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ, действительны только для тех налогоплательщиков, для которых установлен 180-дневный срок сбора и представления обосновывающих правомерность применения нулевой ставки документов, в том числе в обязательном порядке таможенной декларации с указанием таможенного режима, под который помещены товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации.

Получается, что при выполнении работ или оказании услуг российскими организациями по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, момент определения налоговой базы определяется в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, и соответственно документы, предусмотренные в п. 4 ст. 165 НК РФ, представляются такими налогоплательщиками в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором выполнены работы (оказаны услуги).

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, в том числе НДС. Об этом сказано в п. 1 ст. 31 и ст. 88 НК РФ.

Кроме того, для подтверждения обоснованности применения «нулевой» ставки налога в отношении услуг по переработке товаров на таможенной территории РФ налоговый орган должен располагать информацией о фактическом применении налогоплательщиком таможенного режима переработки на таможенной территории. Поэтому в ходе проведения камеральной проверки налоговики могут запросить у налогоплательщика таможенные документы, в том числе и копии грузовых таможенных деклараций, в соответствии с которыми производилось таможенное оформление товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для переработки, и продуктов переработки, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.