Содружество, а табачок?..

| статьи | печать

В декабре исполнилось 15 лет СНГ. О том, с какими проблемами сталкиваются предприниматели Содружества, по просьбе «ЭЖ» рассказывает руководитель Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Валерий СЕРОВ.

 

Российские предприниматели и их партнеры по СНГ более всего сетуют на отсутствие межгосударственной гармонизированной нормативно-правовой базы и различные административные барьеры. К этому, по их мнению, добавляются недальновидность и безответственные действия ряда работников государственных структур, таких как таможенные, налоговые, пограничные службы, которые подчас порождают искусственные трудности. Нередко декларируются как бы защита государственных интересов, направленная на пополнение национальных бюджетов, борьба с отмыванием «грязных» денег, с контрабандой. На деле все это оборачивается псевдопатриотизмом, прямыми финансовыми потерями и дестабилизацией контактов. Особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса.

Практика показывает, что торгово-промышленные палаты всех уровней превращаются в площадку, на которой могут и должны решаться самые острые интеграционные проблемы, возникающие перед предпринимательским сообществом России. Например, в ходе бизнес-форума в Ташкенте, куда выезжали руководители 12 российских территориальных ТПП, заключено более 20 контрактов и оформлены договоренности о долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве с рядом областей Узбекистана.

Аналогичный бизнес-форум прошел в Киргизии. Договорились о разработке четырехстороннего соглашения по вопросам трудовой миграции между Федеральной миграционной службой России, ТПП РФ, ТПП Киргизии и Госкомитетом Киргизии по вопросам миграции и занятости.

Учитывая объемы и размах сотрудничества с Казахстаном (взаимные накопленные инвестиции России с Казахстаном составили по 3 млрд долл.), открыто Региональное представительство ТПП России в Центральной Азии с местонахождением в г. Алма-Ате.

Однако потенциал сотрудничества намного выше, и он не используется. Руководители территориальных палат как России, так и Казахстана во время встреч высказываются в основном по одним и тем же проблемам. Прежде всего они выступают за создание единой тарифной базы для перевозки грузов железнодорожным транспортом. Выступают за введение, хотя бы на первом этапе, специальных тарифных условий по согласованному перечню наиболее важных экспортных грузов России и Казахстана. В который раз они поднимают вопрос о взаимодействии таможенных органов в целях внедрения совместного таможенного контроля на казахстанско-российском участке границы. По подсчетам экспертов, введение единого таможенного контроля позволит сократить в 3 раза время прохождения машины через границу и уменьшить платежи в 2,5 раза.

Кстати сказать, Россия в вопросах урегулирования и оптимизации таможенных процедур и обустройства пунктов пропуска отстает от Казахстана как минимум на 5 лет.

Эти же проблемы имеют место и  на границе России и Украины. А необустроенность российской границы и таможенных пунктов пропуска сдерживает рост товарооборота. В отношениях с Украиной вообще много проблем, требующих решения.

Или взять приграничную торговлю. Очевидно, что она является основным звеном в развитии деловой активности в приграничном сотрудничестве. Главными игроками здесь выступают предприниматели всех уровней, ведь более 50% товарооборота обеспечивается приграничной торговлей. Но закон о приграничном сотрудничестве с 2004 г. лежит в Государственной Думе. Российский Президент называет приграничную торговлю локомотивом интеграции, а в Думе включают стоп-кран этому локомотиву. Как же тогда решать проблемы?

Без комментариев

 

Накопленные инвестиции России в Украину составляют 880 млн долл., Украины в Россию — 102 млн долл.
Инвестиции России в Белоруссию составляют 199 млн долл., Белоруссии в Россию — 5 млн долл.