Слушай, кандидат, — членом станешь!

ОЭСР считает, что государство играет слишком активную роль в экономике
| статьи | печать

В апреле следующего года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представит перечень стран, которые можно рассматривать в качестве кандидатов на присоединение к ней. Россия, по словам представителей ОЭСР, является приоритетной страной. Возможно, это и так. Ведь Россия — одна из немногих стран — не членов ОЭСР, в отношении которых Организация регулярно проводит обзоры состояния экономики. Недавно эксперты ОЭСР представили в Москве в Центре стратегических разработок свой очередной, шестой по счету, обзор.

Инвестиции: маловато будет

По оценке авторов обзора, экономические результаты России, достигнутые за последние годы, впечатляют. Реальный рост ВВП в течение 1999—2005 гг. составлял в среднем 6,7% в год. Но в последние годы рост был связан с большими положительными изменениями в условиях торговли, которые с точки зрения спроса привели к резкому увеличению объема внутреннего потребления. Однако рост потребления совпал с ухудшением экспортных показателей и значительным увеличением импорта.

Основные движущие силы роста в настоящее время носят краткосрочный характер. Конкурентные преимущества, которыми российские производители пользовались после финансового кризиса 1998 года, в основном исчезли.

Если говорить об инвестициях, то можно отметить их высокий темп роста. Вместе с тем доля инвестиций в объеме ВВП относительно низка. В более долгосрочной перспективе это не позволит поддерживать высокие темпы роста. Уже сегодня рост во многих отраслях испытывает ограничения, связанные с нехваткой производственных мощностей. Без больших по объему инвестиций невозможно будет ни нарастить мощности, ни увеличить объем производства. Поэтому среди задач — значительное увеличение доли инвестиций.

Повышать потенциальный объем производства, считают авторы доклада, можно только при условии решительного проведения ряда структурных реформ наряду с разумной макроэкономической политикой, так, чтобы изменения условий торговли не привели к существенным диспропорциям между внутренним спросом и предложением.

Государство: местами слишком много

Эксперты отмечают, что государство начинает играть более активную прямую роль в развитии экономики как самостоятельно, так и в партнерстве с предпринимателями. Но оценить однозначно эту ситуацию нельзя. Например, в сфере здравоохранения, образования и инфраструктуры основания для вмешательства вполне объективны. Однако расширение доли государства происходит и в стратегических отраслях. Речь идет об авиации, энергетическом машиностроении, нефтяной и автомобильной отраслях, финансовом секторе. Особо авторы доклада выделяют «аппетит государственной газовой монополии — ОАО «Газпром» — в части приобретения активов, что нередко происходит в ущерб концентрации усилий в сфере его основной деятельности». В то же время отсутствие сколько-нибудь серьезных мер по реструктуризации газовой отрасли в целом сдерживает рост других производителей.

Расширение госсобственности эксперты ОЭСР рассматривают как шаг назад. Это, по их мнению, приведет к расширению пространства для коррупции и рентно ориентированного поведения. С этой тенденцией необходимо бороться.

В то же время нужно улучшать качество корпоративного управления тех компаний, которые останутся в госсобственности. Прежде всего надо добиться их прозрачности и более четкого разграничения функций государства как собственника и как регулятора в секторах, где оно играет обе роли.

Именно от качества государственного управления будет зависеть и реализация инновационного потенциала России, который, по оценкам экспертов, выше, чем в большинстве стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения. Тем не менее сегодня налицо дисбаланс между существенными государственными ресурсами, выделяемыми на цели генерации знаний, и разочаровывающими результатами собственно инноваций. Именно поэтому преодоление этого дисбаланса, считают эксперты, является первоочередной задачей инновационной политики. Вторая, но не менее важная задача заключается в стимулировании более активного участия частного сектора в сфере НИОКР.

Более того, специалисты полагают, что начать желательно с уменьшения налоговых дестимуляторов, препятствующих развитию НИОКР. В частности, можно было бы предоставлять разрешение осуществлять ускоренную амортизацию затрат на НИОКР всем фирмам, а не только тем из них, которые расположены в особых экономических зонах.

Здоровье: зачем все, если его нет

Ухудшение основных показателей здоровья и человеческого благополучия, начавшееся в 1970-х годах и ускорившееся в 1990-х годах, пока не преодолено. В 2004 г. ожидаемая продолжительность жизни россиян на момент рождения составляла 65,3 года, что почти на 5 лет меньше лучшего показателя, достигнутого в последние годы советской власти. Однако, как подчеркивают эксперты, такое положение связано не только с кризисом здравоохранения. Сказались и плохая экология, и плохие жилищные условия, и нездоровый образ жизни.

В то же время очевидно, считают в ОЭСР, что России необходимо, во-первых, тратить больше средств на систему здравоохранения, нежели она делает это сейчас. (У России сегодня один из самых низких уровней расходов на здравоохранение по сравнению с другими странами.) И во-вторых, расходовать средства более эффективно.

Основные приоритеты реформы здравоохранения должны включать:

· обеспечение соответствия между официальными обязательствами перед населением и имеющимися ресурсами;

· сдвиг в структуре предоставления услуг в направлении комплексной первичной медицинской помощи и отказ от чрезмерной опоры на врачей- специалистов и госпитализацию;

· внедрение схем оплаты, которые стимулируют выбор способов лечения, более эффективных с точки зрения соотношения затрат и результатов.

Наиболее трудной задачей по проведению намеченных Правительством реформ эксперты ОЭСР считают реформу российской системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Обеспечение подлинной конкуренции между страховыми компаниями, полагают специалисты, будет исключительно трудной задачей. Она потребует существенных первоначальных затрат средств на создание правил, институтов и распространение информации. Если конкуренция окажется недостаточно сильной, выгоды могут быть ограничены при перевесивших их затратах.

Поэтому важно укрепить нормативную базу, регулирующую деятельность компаний медицинского страхования и системы ОМС, требуя от них большей активности в части закупок услуг. Одновременно должны расширяться возможности их конкуренции друг с другом. Также необходимо создать механизм, помогающий гражданам оценивать и сравнивать деятельность медицинских страховых компаний и самим выбирать страховщиков.

В целом эксперты ОЭСР отмечают, что структурные реформы в России сильно замедлились после 2004 г. Однако это характерно и для многих стран — членов Организации, ведь реформы редко осуществляются тогда, когда нет какого-то давления, когда «жизнь не заставляет». К тому же, опираясь на опыт разных стран, важно, чтобы все принимаемые программы подвергались жесткому контролю и оценкам. Если они не дают результат, на который рассчитывали, их надо закрывать. Программы не должны использоваться, как это нередко случается сегодня, для спонсирования учреждений, которые сами не смогли бы выжить.

Наша справка

ОЭСР была создана 1 сентября 1961 г. Она является правопреемницей Организации европейского экономического сотрудничества. С1981 г. ее членами являются все 18 европейских стран, участвовавших ранее в ОЕЭС: Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция и Великобритания. Также в состав Организации входят: Канада, США, Австралия, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Мексика и Республика Корея. Местонахождение — г. Париж (Франция). ОЭСР принимает два вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые. Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 г., после подписания Декларации о сотрудничестве и Соглашения о привилегиях и иммунитете. В мае 1996 г. Россия подала заявление и начала переговоры о вступлении в ОЭСР в качестве полноправного члена.

Цели ОЭСР:

· достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;

· продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

· развитие международной торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.