В погоне за призраком

Европеизация высшей школы: за и против
| статьи | печать
В погоне за призраком

Недавно Правительство РФ одобрило законопроект, подготовленный Министерством образования и науки РФ, согласно которому предлагается ввести новую двухуровневую систему высшего профессионального образования.

«Во французской стороне, на чужой планете…»

Ряд российских вузов давно ввел систему бакалавриата, однако большинство ее выпускников продолжают обучение в магистратуре, поскольку работодатели относятся к бакалаврам с осторожностью, отдавая предпочтение специалистам. Кроме того, учащиеся небезосновательно предполагают, что знаний и практических навыков, полученных за 4 года, недостаточно для эффективной трудовой деятельности по специальности.

Как показывают многочисленные исследования, в том числе мониторинг образования ГУ – ВШЭ, а также данные Департамента государственной политики в образовании, проблема не столько в том, что к бакалаврам относятся как к недоучкам, а учиться 6 лет может позволить себе далеко не каждый, сколько в плохом качестве самого высшего образования (см. «ЭЖ» № 32 за 2006 г.).

Более трети квалифицированных работников нуждаются в переподготовке, предприятия тратят на нее 400 млрд руб. ежегодно. Эти расходы частично возмещаются за счет роста цен на продукцию, и всем нам приходится в буквальном смысле расплачиваться за то, что кто-то «сделать хотел грозу, а получил козу…».

Еще в прошлом году в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин дал поручение Правительству привести содержание образовательных стандартов и программ в соответствие с рекомендациями представителей бизнеса, науки и социальных отраслей. Вместо того чтобы воспользоваться хорошо зарекомендовавшими себя методами опроса ведущих экспертов (например, по технологии «Форсайт» – см. «ЭЖ» № 49 за 2006 г.), Минобрнауки пошло своим путем и решило перекроить систему высшей школы по своему усмотрению.

Законопроект предлагает заменить существующую трехступенчатую модель двухуровневой. Первый уровень остается прежним – бакалавриат. Второй займут две альтернативы – магистратура и подготовка специалистов.

Выпускники бакалавриата имеют право поступить в магистратуру на конкурсной основе, при этом количество бюджетных мест будет сильно ограниченно, что сделает высшее образование еще менее доступным.

Трехлетнюю программу подготовки бакалавров предполагается ввести для ряда гуманитарных и естественно-научных специальностей, а пятилетнюю форму обучения специалистов сохранить для медицинских, военных, инженерных, педагогических и творческих направлений, при этом сократив их число с 540 до 130.

Болонский «лес»

Все эти нововведения призваны сделать российское высшее образование более гибким и ориентированным на подготовку нужных специалистов в нужном количестве и в нужное время. Очевидно, что поставленная цель недостижима.

Это понимает и министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, сформировать рыночный заказ на специалиста на 5 лет вперед очень сложно. Вместе с тем, исходя из логики реформы, министр искренне надеется, что прогнозировать потребности экономики в трудовых ресурсах на 3—4 года и вдобавок удовлетворить их куда проще…

Хотя Минобрнауки в данном случае сложно обвинить в непоследовательности. Предложение переработать образовательные стандарты, адресованное деловому сообществу, сокращение числа государственных вузов, введение единого госэкзамена, а теперь и двухступенчатая модель высшей школы. Все это ведет российскую систему образования в совершенно определенном направлении. Вот только до чего дойдем?

В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию. Ее суть состоит в создании единого исследовательского, образовательного и культурного пространства в Европе. По мнению ряда специалистов, присоединение нашей страны к такому пространству позволит нашим студентам не только получать образование «европейского уровня» у себя дома, но и поступать в лучшие зарубежные вузы и успешно трудоустраиваться в крупные международные корпорации. Одним из основных условий Конвенции как раз и является введение двухуровневой модели «бакалавриат – магистратура».

По всей видимости, чиновники из Минобрнауки заблудились в темном лесу целей и задач своей реформы. Если А. Фурсенко рассчитывает завершить ее к 2010 году, то пора бы уже определиться, готовим ли мы бакалавров, специалистов и магистров для нужд собственного Отечества или обучаем будущие кадровые резервы зарубежных компаний, невольно поощряя «утечку мозгов».

Кроме того, необходимо прояснить статус образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Согласно точке зрения, разделяемой сторонниками Болонского процесса, это полноценное высшее образование.

С одной стороны, выпускники бакалавриата получают возможность выбрать дальнейший путь, не теряя «лишний» 5-й год: устраиваться на работу с приобретенным багажом знаний и навыков, повышать квалификацию в магистратуре или получать дополнительное бизнес-образование. С другой — государство экономит на обучении специалистов, число программ подготовки которых значительно сократится.

Однако есть и другие точки зрения. В частности, многие ученые и часть руководства отечественных вузов согласны с тем, что качество российского образования необходимо повышать, но цель не оправдывает средства. Реформа высшей школы должна отвечать прежде всего интересам нашей экономики и лишь потом – международным стандартам и договоренностям. И, увы, никто не гарантирует высокую компетентность выпускников бакалавриата нового образца.

Впрочем, виновники возможных неудач легко уйдут от ответственности. Ведь у нас в стране власть привыкла отвечать только за успех. В целом же ситуация напоминает известную басню про щуку, рака и лебедя: Правительство идет в одну сторону, чиновники на местах тянут в свою, а студенты как-то сами по себе.

Цели Болонского процесса:

· построение европейской зоны высшего образования для расширения возможностей граждан по трудоустройству;

· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

· обеспечение конкурентоспособности между европейскими вузами и другими системами образования;

· унификация образовательных стандартов и повышение качества образования;

· увеличение влияния университетов на развитие европейских культурных ценностей.