1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

На всех парусах

Возродить российское гражданское судостроение, вернуть отечественные суда под родной флаг и навести порядок в портах — три стратегические задачи, которые предстоит решить Правительству России в ближайшие годы.

 

Средний возраст российских судов составляет 18—30 лет, при этом доля российских судостроителей в объеме заказов всего 5%. Недавно созданная Объединенная судостроительная корпорация призвана аккумулировать научно-технический потенциал и финансовые возможности для создания в России современной судостроительной отрасли.

И если Стратегия развития судостроительной промышленности до 2030 г. уже разработана и даже предусмотрено выделить 219 млрд руб. до 2015 г. на ее реализацию, то с возвращением «блудных» судов к родным причалам пока проблематично.

Россия контролирует более 1,5 тыс. судов общим дедвейтом 15 млн т. «Однако 60,3% этого тоннажа перевозится под «удобными» для российских судовладельцев иностранными флагами, и количество таких судов постоянно растет», — констатировал Президент России на заседании Госсовета, проходившем на атомном ледоколе «50-летие Победы».

Налоговый и таможенный гнет заставляет отечественный флот ходить под чужими флагами. Для решения проблемы Госдума приняла в первом чтении закон о международном реестре судов, который в определенной мере должен создать благоприятные условия для российских судовладельцев.

Но эксперты утверждают, что одного закона недостаточно для того, чтобы моряки без опаски заходили в российские территориальные воды. Так, ст. 276 («Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств») нового Таможенного кодекса дает возможность судам беспрепятственно заходить в российские порты после заграничного ремонта. Однако российские таможенники до сих пор собирают пошлину в размере 5% и 18% НДС с отремонтированных за границей отечественных судов (от 50 до 300 тыс. долл.).

Объемы переработки грузов морскими портами России в 2006 г. приблизились к 450 млн т, а к
2010 г. по ФЦП «Модернизация транспортной системы России до 2010 г.» планируется довести до 530 млн т в год. Но пробелы нормативно-правовой базы деятельности портов, разобщенность портового хозяйства, слабая инфраструктура и техническое обеспечение делают российские гавани непривлекательными для международного товарооборота. Сегодня они практически не в состоянии конкурировать с портами соседей.

Эксперты полагают, что все порты России должны иметь статус порто-франко, свободного порта. А Президент на Госсовете выступил за создание в крупных морских портах свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения и потребовал «без отлагательств» принять соответствующий закон.