1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1100

Торговля и власть: кто – кого?

Один из самых спорных и даже скандальных законов — «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — ныне готовится в недрах Минэкономразвития. Одна лишь уже обнародованная его концепция уже вызвала лавину споров.

 

C помощью будущего закона власть намерена отрегулировать самую рыночную отрасль российской экономики, которая с самого начала наших реформ управляется прежде всего самим покупателем. Именно он решает, в нужном ли месте расположена та или иная торговая точка, достаточен ли ассортимент, приемлем ли уровень цен и качество обслуживания. Нравится — поощряет рублем, нет — голосует ногами.

Теперь МЭРТ решил этот «естественный мегарегулятор» заменить на свой — государственный, то есть чиновничий. И предполагает ввести в качестве общего правила разрешительную систему организации и (или) использования малых, средних, крупных торговых объектов и предприятий оптовой торговли, а также создания (использования) нестационарных торговых объектов (лотков, киосков, палаток и др.). В общем, как говорится в известном мультфильме, раньше они ходили сами по себе, а теперь будут ходить по бабушке.

Правда, для малого бизнеса ведомство Грефа обещает оставить прежнюю, уведомительную систему — в качестве одного из способов его поддержки в условиях усиливающейся конкуренции со стороны крупных структур. То есть направленность будущего закона в этой части можно назвать «антитрестовской».

Но и для малого бизнеса ожидаются сюрпризы. Ибо в концепции говорится лишь о «торговых объектах», то есть зданиях, помещениях и т. д., предназначенных именно для торговли. А малый торговый бизнес на 80—90% ныне ютится на «приспособленных» площадях, и как с ними поступят власти, никому не известно.

Также предполагается внедрить разрешительный порядок для торговой деятельности без организации и (или) использования торговых объектов при осуществлении продажи товаров в розницу. А именно: через Интернет, почту, телемагазины, а также путем «сетевого маркетинга» и т. д.

Более того, органам власти субъекта РФ и местного самоуправления будут переданы «полномочия по формированию и реализации политики в сфере торговой деятельности, функции по осуществлению контроля и надзора в данной области», включая определение «мест размещения торговых объектов и выдачу разрешений на осуществление торговой деятельности». Напомним, сейчас для открытия торговой точки требуется получить разрешение СЭС и пожарного надзора, а местные власти достаточно уведомить.

С принятием нового закона чиновники получат полную власть над торговлей на своих территориях. Хотя известно (в России — особенно!), что всякая власть развращает, а власть абсолютная развращает абсолютно. Уже в концепции в обязанности «хозяйствующим субъектам» вменяется выполнение не только «системных требований» — к размещению, времени работы, минимальному ассортименту товаров, но и соответствие «профессиональным и иным качествам продавцов и иного персонала». Власть заранее присваивает себе право влиять на подбор и расстановку кадров в сугубо частных структурах. Нетрудно догадаться, каким образом оно может быть реализовано на практике.

Новые правила, похоже, даже официально обойдутся российскому ритейлу в «немалую копеечку» — даже в концепции упомянуты грядущие изменения Налогового кодекса «в части определения размера госпошлины за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на осуществление торговой деятельности или принятием уведомлений». Но они скорее всего окажутся сущей мелочью в сравнении с размерами «подношений», которые смогут потребовать от торговли чиновники.

В МЭРТ, однако, утверждают, что хотели «как лучше». В свою очередь, ритейлеры не без оснований предполагают, что «госрегулирование» торговли быстро станет отдельным, весьма прибыльным чиновничьим бизнесом.

Впрочем, сам законопроект должен быть внесен в Правительство лишь в ноябре, в Госдуму — в декабре. У разработчиков законопроекта и законодателей еще есть время подумать. И о судьбе «самой рыночной» российской отрасли: останется ли она таковой? И о нас, россиянах, ведь все мы в конечном счете прежде всего покупатели…

(C предлагаемой системой госрегулирования торговой деятельности в РФ можно ознакомиться на стр. 2.)

 

Справка

В 2006 г. доля торговли в валовой добавленной стоимости страны (ВДС) превысила 19%. На втором месте – обрабатывающие производства (18%), на третьем – добыча полезных ископаемых (10,5%). Беспрецедентна эта доля и в сравнении с экономически развитыми странами, где вклад торговли в ВДС существенно ниже: в Норвегии – 8,3%, Франции – 10,6, Канаде – 11,6%.

ИСТОЧНИК: ФБК