Письмо Минфина России от 13 июня 2007 г. № 03-04-06-02/116

| статьи | печать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО ОТ 13 ИЮНЯ 2007 Г. № 03-04-06-02/116

 

Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование крестьянско-фермерским хозяйством, перешедшим на уплату ЕСХН

 

В крестьянско-фермерском хозяйстве, перешедшем на уплату ЕСХН, помимо главы хозяйства работают еще четыре фермера. За период с января по май хозяйство доход не получало. Должен ли глава хозяйства уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за фермеров и фиксированный платеж в Пенсионный фонд за себя как за индивидуального предпринимателя?

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо редакции журнала по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование крестьянско-фермерским хозяйством, перешедшим на уплату единого сельскохозяйственного налога, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 346.1 Кодекса индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзацем 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ) определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.

Учитывая положения п. 1 ст. 236 Кодекса и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 167-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование для страхователей-работодателей, в том числе глав крестьянско-фермерских хозяйств, которые в соответствии со ст. 11 Кодекса приравниваются к индивидуальным предпринимателям, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Для налогоплательщиков и страхователей, производящих выплаты физическим лицам, дата осуществления выплат и иных вознаграждений согласно ст. 242 Кодекса определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).

Таким образом, объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование у глав крестьянско-фермерских хозяйств, как у работодателей, возникает в момент начисления выплат в пользу физических лиц независимо от даты фактического получения физическими лицами начисленных им сумм выплат, периода фактического выполнения работ, за который они начислены, а также от факта отсутствия дохода в крестьянско-фермерском хозяйстве в каком-либо периоде.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи — индивидуальные предприниматели как физические лица уплачивают за себя суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона № 167-ФЗ установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 руб. в месяц, который является обязательным для уплаты.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон № 167-ФЗ не связывает обязанность по уплате фиксированного платежа с получением дохода индивидуальным предпринимателем (главой крестьянско-фермерского хозяйства) в результате предпринимательской деятельности.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА

ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ

И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

С. РАЗГУЛИН