1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1206

Агент запутался

По письмам читателей

В августе 2007 г. организация ошибочно переплатила за июль этого года НДФЛ в сумме 400 руб. из собственных средств. Могли ли мы самостоятельно учесть данную переплату при перечислении этого налога за август, то есть уплатить меньше на указанную сумму? Какие санкции могут быть применены к налоговому агенту с учетом п. 9 ст. 226 НК РФ? Ведь получается, что, ошибочно перечислив сумму в августе, в сентябре организация недоплатила НДФЛ.

Н. Мутовина, Красноярск

 

Из предоставленной информации можно предположить, что совершенная ошибка не связана с неправильным определением налоговой базы и сумма переплаты не была необоснованно удержана организацией из доходов налогоплательщиков при выплате им вознаграждений. Из этого и будем исходить.

В данном случае налоговый агент переплатил налог на доходы физических лиц за июль. Статья 78 НК РФ предусматривает возможность зачета или возврата сумм переплаченных налога, сбора, пеней, штрафа. Эта норма устанавливает, в частности, следующее.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату ему в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет переплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании его письменного заявления по решению налогового органа.

Решение о зачете принимается инспекцией в течение 10 дней со дня получения указанного заявления или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

При этом правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов, что следует из п. 14 этой статьи.

 

Однако применение этих правил в отношении налоговых агентов, обязанных исчислять НДФЛ, удерживать его из доходов физических лиц и уплачивать в бюджет, имеет свои особенности. Это связано с тем, что данные участники налоговых правоотношений являются лишь «передаточным звеном» при исполнении налогоплательщиками своих обязанностей.

Пленум ВАС РФ в п. 24 Постановления от 28.02.2001 № 5 (далее — Постановление) разъяснил следующее. Если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате в пользу данного налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.

Вот как применил данное разъяснение арбитражный суд. Из Постановления ФАС Уральского округа от 10.04.2006 № Ф09-2378/06-С2 следует, что ОАО обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ, на что получило отказ, который надзорная инстанция сочла правомерным.

Приведя п. 24 Постановления, суд указал, что согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату физическому лицу по представлении им соответствующего заявления.

Из смысла данной нормы и ст. 78 НК РФ следует, что если налоговым агентом удержано у налогоплательщика больше положенного, то переплата в этом случае имеет место не у налогового агента, а у физического лица и зачет может быть произведен только на основании заявления налогоплательщика, поданного налоговому агенту, и заявления последнего, поданного налоговому органу. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что физические лица обращались к обществу о возврате излишне удержанного НДФЛ и что им были произведены с работниками перерасчеты по налогу. Поэтому у налогового агента отсутствует право на возврат налога.

В нашем же случае не было излишнего удержания НДФЛ из выплат, произведенных в пользу физических лиц. Сумма налога была уплачена в бюджет организацией из собственных средств. Поэтому налоговый агент имел право на зачет или возврат суммы переплаты.

Для реализации этого права организации следовало подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление, предложив ей при необходимости сверить расчеты. В то же время производить зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей самостоятельно она не имела права, поскольку такое действие не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Если организация уплатила в бюджет в сентябре сумму НДФЛ, размер которой меньше положенного, то она действительно допустила неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. В результате у нее возникла задолженность перед бюджетом по данному налогу. Однако и в такой ситуации организация в любой момент может обратиться в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения образовавшейся недоимки.

Если налоговый орган не выявит самостоятельно допущенную организацией переплату, установив в то же время образовавшуюся задолженность, то у него будут формальные основания для привлечения ее к ответственности по ст. 123 НК РФ. Она предусматривает ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Может ли организация быть привлечена за нарушение предписаний, содержащихся в п. 9 ст. 226 НК РФ? Данная норма устанавливает, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц. В то же время Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности налоговых агентов, уплативших в бюджет НДФЛ за счет собственных средств.