Территориальное «неустройство» муниципалитетов

| статьи | печать

На заседании Европейского клуба экспертов в сфере местного самоуправления в Институте образования ГУ — ВШЭ обсуждались проблемы и перспективы территориальной организации муниципальных образований в России.

Схема административно-территориального устройства продолжает традиции деления на земства в целях организации управления ими. Тем самым сохраняется соподчиненность территориальных единиц. Поселение зависит от муниципального района, который подчиняется субъекту РФ, а дальше действует вертикаль государственной власти.

Несоответствие декларированной и проводимой политики государства в отношении местного самоуправления — одна из причин территориального «неустройства» большинства муниципальных образований, считает доктор юридических наук Ольга Савранская, заместитель директора Академии муниципального развития.

По мнению эксперта, при современном формировании территорий муниципальных образований желательно исходить из наличия экономических условий существования и развития местного самоуправления в тех или иных границах. Для этого необходимо определить последовательную федеральную территориальную политику в соответствии с целями реформы местного самоуправления.

Но к голосу экспертного сообщества глухи и органы государственной власти в центре и в регионах, и муниципальные власти, занятые перераспределением полномочий без советов со стороны и учета зарубежного опыта. В 70-х годах прошлого века в ФРГ, например, при реформе местного самоуправления границы муниципальных образований были установлены исходя из оценки публичных благ и услуг, предоставляемых муниципалитетами.