1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1320

Тернист путь из поселения в округ

Практика реформирования местного самоуправления пополнилась примером, последовать которому могут многие муниципалитеты. «Поход» за повышение статуса муниципального образования начат в новом субъекте РФ — Забайкальском крае.

Не исключено, что в скором времени теперь уже бывший административный центр несуществующего сейчас Агинского Бурятского автономного округа — поселок городского типа Агинское — поменяет статус городского поселения на статус городского округа. По крайней мере в двух комитетах пока еще Читинской областной Думы проект регионального закона о преобразовании не вызвал возражений. Хотя областные депутаты впервые столкнулись с примером повышения статуса муниципального образования. Прежде им доводилось снижать статус населенных пунктов. Возможно, поэтому высказывания были довольно осторожными. Так, депутат Василий Савин задал вопрос, как «нарезать» границы между новым городским округом и существующим муниципальным районом и как делить в этом случае собственности между двумя уже новыми муниципальными образованиями? Интересовались областные депутаты также распределением ответственности между двумя самостоятельными муниципалитетами за решение вопросов в коммунальной и транспортной сферах.

По утверждению главы муниципального образования Ананды Дондокова, необходимость изменения статуса продиктована экономической целесообразностью.

При преобразовании городского поселения в городской округ произойдет перераспределение нормативных отчислений от налоговых поступлений в местный бюджет. Изменится также взаимодействие бюджета городского округа с бюджетами других уровней. Так, городская администрация будет самостоятельно выстраивать межбюджетные отношения с краевым и федеральным бюджетами, в частности с региональным фондом выравнивания муниципальных бюджетов. А пока поселенческая администрация обязана согласно Закону о местном самоуправлении (от 06.10.2006 № 131-ФЗ, ст. 55—61) координировать свои межбюджетные отношения с администрацией муниципального района, в составе которого находится.

В соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ администрация городского округа вправе распоряжаться налогом на добычу полезных ископаемых на территории муниципального образования, зачислять в местный бюджет государственную пошлину за регистрацию транспортных средств, взимать плату за негативное воздействие на окружающую среду. В случае обретения поселением нового статуса муниципалитет получит возможность взимать плату за акцизы на алкогольную продукцию.

По расчетам А. Дондокова, следует еще ожидать двукратного увеличения сбора с населения единого сельскохозяйственного налога. А отчисление НДФЛ в местный бюджет напрямую, поскольку отпадет необходимость «делиться» с муниципальным районом, может вырасти до 59 млн руб. В настоящее время налоговые поступления от доходов физических лиц не дотягивают даже до 15 млн руб. В результате преобразования муниципального образования доходная часть его бюджета будет ежегодно прирастать 50 млн руб. против нынешней ситуации.

Правда, это не компенсирует потери в связи с утратой статуса «столицы субъекта РФ», когда федеральный бюджет выделял целевые средства на исполнение этих полномочий. В 2007 г., к примеру, столичный статус принес в местную казну 79 млн руб. Но часть этой потери и других уходящих доходов местная администрация рассчитывает восполнить за счет перевода образовательных учреждений под юрисдикцию будущей, уже городской, администрации.

Следует сказать, что руководство городского поселения занималось не только подсчетами, а успело провести 2 марта, в день выборов главы государства, местный референдум, поскольку по Закону о местном самоуправлении без согласия населения преобразование муниципальных образований не допускается. 77% избирателей городского поселения и 73% избирателей муниципального района высказались за изменение статуса поселка Агинское.

Теперь главная проблема заключается в том, что ни областная Дума, ни продолжающая существование окружная Дума не могут принять краевой закон. Отменить собственные акты они могут, а новые принять – нет. На первом совместном заседании, которое, кстати, прошло в Агинском, оба парламента лишь утвердили текст Соглашения между собой и губернатором Забайкальского края о порядке принятия краевых законов до формирования нового регионального законодательного органа. Но и этот документ, подписанный председателями областной и окружной Дум, может не подписать глава нового субъекта Федерации. Он имеет право на вето, преодолеть которое депутаты двух Дум могут теоретически, поскольку губернатор края есть, а Законодательного собрания в крае нет.

Жителям Агинского остается уповать на разумность новых краевых властей, которые сумеют преодолеть юридические пороги в интересах населения, уже высказавшего свое мнение. Только бы такое преодоление не затянулось на долгие месяцы, ведь решение нужно принимать до очередной корректировки трехлетнего бюджетного плана, утверждать которую будут две Думы уже не существующих субъектов РФ.