Спонсорство в целях рекламы

| статьи | печать

Организация оказала спонсорскую помощь в проведении какого-либо мероприятия. Можно ли учесть средства, потраченные на эти цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

 

Реклама или благотворительность?

Спонсорство является особым видом рекламы. Однако Федеральный закон РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) не содержит понятия «спонсорство».

Пунктом 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ определено, что спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Кроме того, в п. 10 ст. 3 Закона №38-ФЗ дано определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Спонсорскую помощь условно можно разделить на безвозмездную и возмездную. Если спонсорский договор предполагает распространение информации о производимой продукции спонсора, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг.

Безвозмездная спонсорская помощь, отвечающая целям, предусмотренным Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», признается благотворительностью (далее – Закон № 135-ФЗ).

Спонсорство следует отличать от благотворительности, поскольку у спонсорства отсутствует такой признак, как безвозмездность. Отношения спонсора и спонсируемого строятся именно на возмездной основе.

В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому лицу денежные средства, имущество (товары, готовую продукцию) к определенной дате, на запланированное мероприятие. Спонсируемый, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения которого он должен распространить среди участников информацию о спонсоре.

Иными словами, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый – соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

 

Учет спонсорского взноса

Расходы спонсора, оказывающего помощь на условиях распространения рекламы, отражаются в составе рекламных расходов, связанных с продажей товаров. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» такие затраты являются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно п. 16, 18 ПБУ 10/99 расходы на спонсорскую помощь в целях рекламы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, такие расходы учитываются либо по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», либо по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Спонсорский взнос согласно п. 6, 6.1 ПБУ 10/99 принимается к бухгалтерскому учету в сумме фактически понесенных расходов, которая исчисляется в денежном выражении и равна величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных в спонсорском договоре.

 

Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Свой вклад в целях налогообложения прибыли спонсору следует учитывать в составе прочих расходов в соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме в случаях, если они связаны:

  • с проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе через объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • с организацией световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, с оформлением витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, с изготовлением рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

При размещении текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должны выполняться следующие условия, установленные ст. 16 Закона №38-ФЗ, а именно:

  • наличие пометки «реклама» или «на правах рекламы». Если редакционные статьи не содержат соответствующей пометки, то плата за их размещение в размере спонсорского взноса не учитывается для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 05.09.2006 №03-03-04/2/201, от 31.01.2006 №03-03-04/1/66);
  • объем рекламы должен составлять не более чем 40% объема одного номера периодических печатных изданий.

При этом это требование не распространяется на периодические печатные издания, зарегистрированные в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных которых указана информация о такой специализации.

Таким образом, если при показе телепередачи или трансляции спортивного мероприятия, на рекламных стендах или рекламных щитах, а также на выставках, ярмарках, экспозициях будет демонстрироваться название спонсора, то его спонсорские затраты можно в полном объеме учесть при налогообложении прибыли.

 

ПРИМЕР 1

ООО «Блинка» выступило спонсором телевизионного турнира по бальным танцам-2008. Сумма спонсорского взноса составила 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб. Спонсорским договором предусмотрено, что во время проведения мероприятия до телезрителей будет доведена информация о производимой продукции ООО «Блинка».

Проведение рекламных мероприятий через средства массовой информации, в том числе по телевидению, относятся к ненормируемым расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ). Следовательно, спонсорский взнос в размере 1 000 000 руб. при налогообложении прибыли ООО «Блинка» можно учесть в полном объеме.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ спонсорская помощь, оказанная в целях рекламы, подлежит обложению НДС. Если оказанная помощь в виде передачи товаров (работ, услуг) является благотворительной, то обязанность по уплате НДС не возникает (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51

– 1 180 000 руб. – перечислена предварительная оплата организатору программы телевизионного турнира по бальным танцам-2008

Дебет 44 Кредит 60

– 1 000 000 руб. – отнесена на расходы стоимость услуг по рекламе на основании акта приема-передачи услуг

Дебет 19 Кредит 60

– 180 000 руб. – отражен НДС по спонсорскому взносу

Дебет 68 Кредит 19

– 180 000 руб. – принят к вычету НДС по спонсорскому взносу.

 

Спонсорский вклад налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Спонсорскую помощь на условиях распространения рекламы следует признавать выручкой спонсируемого от оказания рекламных услуг и учитывать при расчете налога на прибыль согласно ст. 249 НК РФ.

Следовательно, затраты на предоставление призов для участников спонсируемых соревнований или конкурсов, а также размещение логотипов спонсора на одежде участников или команд при расчете налога на прибыль подлежит нормированию.

 

ПРИМЕР 2

ООО «Сладко» в феврале 2008 г. выступило спонсором проведения общероссийского интернет-форума «Золотая паутина». Спонсорским договором предусмотрено, что информация об обществе и оказываемых им услугах общественного питания будет доведена до потребителя путем размещения логотипа спонсора на одежде участников форума. Сумма спонсорского взноса составляет 100 000 руб. без НДС. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за I квартал 2008 г. составила 5 000 000 руб. без НДС. Других нормируемых расходов в отчетном квартале у ООО «Сладко» не было.

Расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи на основании п. 4 ст. 264 НК РФ учитываются в сумме не более 1% выручки от реализации. Выручка определяется на основании ст. 249 НК РФ.

Норматив рекламных расходов за I квартал 2008 г. составил 50 000 руб. (5 000 000 руб. х 1%). Таким образом, в уменьшение налоговой базы можно отнести: 50 000 руб. (100 000 руб. – 50 000 руб.).

Поскольку в бухгалтерском учете расходы ООО «Сладко» признаются в полном объеме, возникает необходимость отражения постоянного налогового обязательства согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». В бухгалтерском учете ООО «Сладко» будут отражены следующие проводки:

Дебет 60 Кредит счета 51

– 100 000 руб. – перечислены денежные средства на проведение общероссийского интернет-форума «Золотая паутина»

Дебет 44 Кредит 60

– 100 000 руб. – затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, включены в состав расходов на продажу

Дебет 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 44

– 100 000 руб. – затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, списаны на себестоимость продукции

Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль»

– 12 000 руб. – отражен отложенный налоговый актив (100 000 руб. – 50 000 руб.) x 24%).