Годовой отчет как инструмент создания стоимости компании

| статьи | печать

Все более очевидно, что для принятия экономических решений собственно данных бухгалтерской отчетности недостаточно. Необходима информация о стратегии компании по ключевым направлениям ее деятельности, о рисках и возможности их контролировать.

Профессионально подготовленный годовой отчет становится сегодня инструментом создания деловой репутации, а в широком смысле – одним из инструментов создания и управления интеллектуальным капиталом. Поэтому традиционный узкобухгалтерский ретроспективный подход к его созданию не отвечает новым требованиям. А именно не дает представления о том, как компания собирается создавать стоимость для акционеров, взаимодействовать с клиентами, управлять персоналом, развивать бизнес-процессы.

Существует заблуждение, что составление отчетности в формате МСФО полностью решает проблему полноты представления данных. Опыт зарубежных и ряда российских компаний показывает, что наряду с собственно финансовой отчетностью необходима также дополнительная информация (занимающая по объему наиболее существенную ее часть). К такой информации относится и финансовый обзор руководства, в котором дается характеристика основных результатов деятельности организации, ее финансового положения, а еще факторов неопределенности, которые приходится принимать во внимание при формировании отчетности (см. справку).

Многие организации представляют и другие виды отчетов, например о создании добавленной стоимости, управлении и мотивации персонала, о природоохранных мероприятиях, в частности, в отраслях, где экологические факторы имеют особое значение, а также когда работники рассматриваются как значимая группа пользователей.

Такой расширенный подход к предоставлению информации ни в коей мере не противоречит требованиям составления отчетности по МСФО.

Так, МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой информации» признает тот факт, что такие документы, как финансовый обзор, отчет об окружающей среде и отчет о добавленной стоимости, хотя и не попадают в сферу применения МСФО, но являются весьма полезными.

 

Цели и аудитория

Для того чтобы весьма затратный процесс формирования отчетности компании был максимально эффективным, прежде всего нужно понять цель компании по ее составлению и аудиторию, на которую она будет ориентирована. В противном случае понесенные затраты по разработке и составлению годового отчета превратятся в чистые убытки компании.

С учетом того что цели составления годового отчета могут весьма существенно различаться, даже в рамках соблюдения требований законодательства, будут различаться структура и содержание отчета.

Непосредственно порядок составления бухгалтерской отчетности определяется требованиями Приказа Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Среди основных регламентирующих документов по раскрытию информации для акционерных обществ следует выделить Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06- 117пз-н. Он предусматривает помимо годовой бухгалтерской отчетности следующую информацию:

  • положение акционерного общества в отрасли;
  • приоритетные направления деятельности акционерного общества;
  • отчет совета директоров о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности;
  • перспективы развития акционерного общества;
  • отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов;
  • описание основных факторов риска, связанных с деятельностью акционерного общества;
  • перечень совершенных в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделками, а также сделок, в совершении которых имелась заинтересованность;
  • состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, критерии определения и размер вознаграждения членов исполнительного органа общества;
  • сведения о соблюдении Кодекса корпоративного поведения;
  • информация об аффилированных лицах;
  • раскрытие сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества;
  • иная информация, предусмотренная уставом акционерного общества или иным внутренним документом акционерного общества.

В дополнение к этим требованиям в российском Кодексе корпоративного поведения, являющемся национальным стандартом в области корпоративного управления, установлены рекомендации, касающиеся содержания годового отчета.

Как видим, все больший объем необходимой для раскрытия информации приобретает вид аналитических обзоров. При этом среди ключевой информации следует выделить характеристику отрасли, к которой относится компания (прогноз спроса, цен, важнейших статей расходов, зависимость от изменения процентных ставок и курсов валют, государственного регулирования и др.), и данные, непосредственно относящиеся к самой компании.

 

Информационное наполнение

Основные блоки вопросов, интересующие пользователей в отношении самой компании, представляют собой характеристику:

  • стратегии, целей развития;
  • основных направлений деятельности, ключевых бизнес-сегментов и связанных с ними рисков;
  • конкурентного положения компании и ее конкурентных преимуществ;
  • ресурсного и интеллектуального потенциала, структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала);
  • денежных потоков и платежеспособности;
  • системы корпоративного управления, важнейших рисков;
  • ключевых финансовых и нефинансовых показателей (KPI) компании.

В состав основных финансовых показателей следует отнести (см. табл.):

  • динамику продаж и прибыли, например, динамику показателя EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации);
  • рентабельность продаж, рассчитываемую, как правило, на основе величины прибыли от основной деятельности или показателя EBITDA;
  • соотношение заемного и собственного капитала;
  • рентабельность используемого капитала (ROCE) или инвестиций (ROI);
  • коэффициент оборотного капитала;
  • чистый денежный поток от текущей деятельности;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • объем продаж и прибыль на одного работающего и некоторые др.

Ключевые финансовые показатели компании

№ п/п

Наименование показателя

Расчетная формула

1.

 

Выручка, темп роста выручки

 

Динамика выручки за несколько периодов

2.

 

Прибыль до уплаты процентов, налогов и начисления амортизации (EBITDA), темп роста прибыли

Динамика прибыли за несколько периодов

3.

 

Рентабельность продаж, рассчитанная по EBITDA (маржа прибыли до уплаты процентов, налогов и начисления амортизации)

EBITDA : Выручка х 100%

 

4.

 

Соотношение заемного и собственного капитала (финансовый леверидж)

Заемный капитал: собственный капитал 

5.

 

Коэффициент процентного покрытия

 

Прибыль до уплаты процентов и налогов : Сумма процентов по заемным средствам

6.

 

Рентабельность используемого капитала (ROCE) или рентабельность инвестиций (ROI)

 

Чистая операционная прибыль: Используемый долгосрочный капитал х 100%*

7.

 

Коэффициент чистого оборотного капитала

 

(Оборотные активы – Краткосрочные обязательства) : Выручка х 100%

8.

 

Чистый денежный поток от текущей деятельности

 

Поступления от текущей деятельности – Платежи от текущей деятельности

9.

 

Коэффициент текущей ликвидности

 

Оборотные активы: Краткосрочные обязательства

10.

 

Выручка на одного работника (прибыль на одного работника)

 

Выручка : Численность работающих
или EBITDA : Численность
работающих

* Один из возможных вариантов расчета показателя.

 

Разумеется, на практике выбор показателей и уточнение методики их расчета будет учитывать цели и стратегию компании.

Ключевые нефинансовые показатели разрабатывают с учетом специфики деятельности, к их числу можно отнести:

  • долю рынка и ее динамику;
  • долю ведущих клиентов, приносящих основную прибыль компании;
  • торговые марки, патенты, лицензии, текучесть кадров работников;
  • расходы на обучение персонала;
  • расходы на защиту окружающей среды и др.

Высокая степень неопределенности, с которой сталкиваются сегодня практически все компании, делает особенно значимой информацию о существенных рисках – сведения об основных рисках (ликвидность, рыночный, кредитный и т.д.) и источниках их возникновения, а также о системе управления рисками (цели, политика и процедуры управления рисками, методы их количественной оценки).

 

Перспективы развития

Следует отметить, что основная тенденция в подготовке годовых отчетов заключается в переходе от бухгалтерской к финансовой отчетности за счет повышения ее аналитичности, а также к более полному раскрытию информации о причинах поведения финансовых показателей, существенных фактах, повлиявших на них, принимаемых во внимание факторах неопределенности, выбранных подходах к формированию резервов и др.

Следующий этап – переход от финансовой к корпоративной отчетности нового типа, включающей информацию как финансовую, так и нефинансовую, ретроспективную и перспективную, стратегическую и оперативную, нацеленной на отражение процесса создания стоимости компании.

 

СПРАВКА

Финансовый обзор руководства может включать характеристику:

  • основных факторов, определяющих финансовые результаты, в том числе изменений условий хозяйствования, реакций организации на эти изменения и их последствия;
  • инвестиционной и дивидендной политики;
  • источников финансирования и целевого левериджа – соотношения собственного и заемного капитала;
  • ресурсов, которые не были отражены в бухгалтерском балансе в соответствии с МСФО. Наиболее известным примером таких ресурсов являются созданные в организации (а неприобретенные) бренды. В  частности, компания Cadbury Schweppes в своем отчете отмечает, что основным нематериальным активом компании является непосредственно бренд Cadbury Schweppes, хотя по правилам бухгалтерского учета его стоимость и не находит отражения в балансе.