Выход из кризиса не там, где вход

| статьи | печать

Первые антикризисные шаги всех правительств были похожи: направлены на поддержку национальных финансовых систем и кредитование реального сектора. Но сейчас государства подошли к развилке: от выбора среднесрочных мер и объектов поддержки зависит то, какими будут их экономики по окончании кризиса и будут ли вообще.

 

Не ошибитесь в фаворитах

Заявленный объем государственной поддержки в России составляет 14% ВВП. То, что помощь эта распределяется адресно, по весьма размытым критериям, спровоцировало борьбу за нее, в которую включились и частные компании, и госкорпорации, каждая из которых имеет во главе весьма влиятельного и «вхожего» в нужные места персонажа. Так что можно сказать, что конкуренция идет не между отраслями, проектами и предприятиями, а лично между лоббистами в худшем смысле этого слова.

Для поддержания социального мира необходимо дополнительное увеличение социальных выплат, за которые тоже сразу же начинается борьба между госмонополиями, предоставляющими услуги ЖКХ, фармацевтами и торговыми сетями.

Ясно, что кризис в этом году не завершится и ресурсов на поддержку всех субъектов российской экономики не хватит. Поэтому выбор объектов господдержки становится наиболее ответственной задачей. Выход из первого в истории глобального системного кризиса не будет простым возвратом к слегка модернизированному прошлому. Докризисная структура экономики не восстановится. Поэтому нельзя оказывать помощь захиревшим лидерам на основании только того, что они когда-то были основным источником дохода страны. Если мы не сможем сейчас провести модернизацию, помогая тем отраслям, которые имеют шанс быть успешными в будущей мировой экономике, то велика вероятность, что Россия так и останется сырьевым придатком, но уже не США и Европы, а Индии и Китая.

 

Девальвация идей

Кризис заставил пересмотреть три основных постулата обеспечения развития мировой экономики. Во-первых, то, что ее развитие идет за счет постоянного увеличения потребления и практически бесконечно. Ставка на это привела к тому, что маркетинг стал формировать образ жизни, утвердив идеологию общества бесконечного потребления. Но оказалось, что безгранично потребление лишь «золотого» миллиарда, на который работают остальные 5,5 млрд землян.

Огромный разрыв в потреблении между «золотым» и самым бедным миллиардами населения является источником серьезного риска. Пиратские рейды жителей Сомали могут оказаться не самым ярким примером социальных столкновений, учитывая продолжающееся развитие терроризма и возможность распространения ядерного оружия.

В обозримом будущем уровень потребления «золотым» миллиардом стабилизируется, расти будет качество, а не количество. Количественный рост потребления будет происходить за счет стран БРИК, в первую очередь Индии и Китая, чье население составляет более 2 млрд человек.

Вторая из низвергнутых аксиом – это то, что можно бесконечно стимулировать потребление за счет долговременного кредитования и с помощью разнообразных финансовых инструментов. При этом нельзя сдерживать этот процесс чрезмерным контролем со стороны государства.

Финансовый рынок в отсутствие жесткого контроля нарастил спекулятивную составляющую, породил финансовые пирамиды и увеличил рискованность финансовых операций. Финансы стали первым глобальным рынком, и переток спекулятивного капитала из страны в страну стал значимым фактором развития государственной экономики.

Третий из развенчанных мифов поддерживал существование эмиссионного центра мировых финансов, контроль за которым сосредоточен в руках одной страны, обладающей наибольшим объемом ВВП. Данная система, существующая уже более 60 лет, сделала национальные экономики всего мира заложниками экономической политики одной страны. Первое же совещание стран «Большой двадцатки» показало необходимость разработки новой мировой системы валютного регулирования, возможно, с введением нескольких резервных валют.

Устранение описанных противоречий потребует не менее 3–5 лет, в течение которых мировая экономика будет нестабильна и подвержена влиянию многих, в том числе не экономических, а политических факторов.

 

Процентные вилы

Для привлечения капитала в реальный сектор развитые страны пошли на значительное сокращение ставок рефинсирования, иногда до 0,5% годовых. Многие правительства пошли на оказание прямой финансовой помощи предприятиям в обмен на полную или частичную национализацию. Но главной антикризисной мерой по примеру США считается поддержание внутреннего спроса со стороны населения, развитие образования и здравоохранения. Экономическая политика Китая тоже направлена на недопущение безработицы и увеличение внутреннего спроса, который должен компенсировать сокращение импорта.

Страны ОПЕК, обладающие значительными финансовыми резервами, решили в целях удержания цен сокращать добычу нефти, однако, по заверениям ряда экспертов, падение спроса на нефть опережает снижение темпов добычи.

Россия пока не определилась с приоритетами поддержки. В силу неповоротливости вертикали власти правительство реагирует на уже случившиеся события, а не работает на опережение.

Сокращение ЦБ РФ ставки рефинансирования и либерализация выдачи кредитов нам не подходят, так как приведут к еще большему оттоку капитала из страны, а не кредитованию реального сектора. Последствием будет или исчерпание золотовалютных резервов ЦБ РФ для поддержания рубля, или его девальвация до 47–50 руб. за доллар, что чревато социальными волнениями из-за запредельного роста цен по ряду товарных позиций: лекарства, мясо, сахар и т.д.

Удержание ставки рефинсирования на уровне 13–14% превращает стоимость реального кредита для предприятий и населения в 28–30% годовых. Для реального сектора экономики (за исключением наркоторговли и еще узкого ряда производств) такая стоимость денег на пополнение оборотных средств хотя бы для простого воспроизводства неподъемна. Инвестиции для реального сектора по приемлемой стоимости можно получить лишь за счет субсидирования государством процентных ставок. Поэтому борьба за госинвестиции будет обостряться, поддерживая развитие коррупции.

Сокращение кредитной ставки – одна из важнейших задач ближайшего времени. Оно возможно только в случае прекращения оттока капиталов за рубеж. Но наше государство само хранит свои средства в долговых расписках правительства США, занимая пятое место по объему кредитования экономики США. Сократить вывод финансов из страны оно может, установив ограничения на вывоз капиталов.

 

Национальный экономический колорит

Россия, наверное, единственная страна, где цена барреля нефти прямо и быстро отражается на социально-экономическом укладе. В ближайшей перспективе можно ожидать, что доходы ВВП будут в большей степени пополняться из агропромышленного комплекса. Причем это смещение, слабо отслеживаемое через статистику, произойдет за счет резкого увеличения производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах и роста объемов овощеводства и сезонного откорма скота, птицы и свиней.

Весной возможно резкое увеличение обрабатываемых площадей в личных подсобных хозяйствах за счет включения в оборот участков, принадлежащих горожанам. Однако это будет малорентабельным, а в отдельных случаях и убыточным нетоварным производством. Прирост на личных подсобных хозяйствах отнюдь не будет сдерживать развитие товарного сельхозпроизводства, которое должно заместить оказавшийся слишком дорогим для населения продовольственный импорт, а также сменить нефтянку в качестве ведущей экспортной отрасли.