Невозможность точного определения стоимости питания каждого сотрудника при системе «шведский стол» не освобождает компанию от обязанности исчислить и удержать НДФЛ. Если фактический доход работника в натуральной форме не может быть установлен прямо, налоговый агент (компания) должен применить расчетный метод — определить усредненную стоимость питания на одного человека. Отсутствие персонального учета не отменяет обязанности рассчитать налог, и в случае спора инспекция вправе использовать свой расчет, который суды признают законным.
|
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Постановление АС Северо-Западного округа от 16.10.2025 № Ф07-10954/2025 по делу № А56-57278/2024 |
|
Истец |
ООО «Прогресс Сервис» |
|
|
Ответчик |
Межрайонная инспекция ФНС № 16 по Санкт-Петербургу |
Суть дела
Компания организовала для своих сотрудников, работающих на территории заказчиков, питание в столовой. Услуги по доставке и организации питания предоставляла специализированная организация. В столовую доставлялись готовые блюда и напитки по согласованному меню и заявке, в которой компания указывала необходимое количество обедов на текущий день. Питание было организовано по системе «шведский стол», где сотрудники самостоятельно определяли объем и состав потребляемых блюд. Для доступа в столовую работники сканировали пластиковые пропуска и расписывались в ведомостях за питание.
В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что компания полностью оплачивала стоимость питания сотрудников. Налоговики пришли к выводу, что данная оплата представляет для работников доход в натуральной форме, с которого компания, как налоговый агент, обязана была исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Поскольку точный объем потребленного каждым работником питания компанией не учитывался, инспекция рассчитала предполагаемый доход на одного сотрудника исходя из общей стоимости предоставленных услуг питания.
Кроме того, инспекция расценила стоимость питания как выплату в рамках трудовых отношений и начислила на нее страховые взносы.
Компания обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков недействительным.
Решения судов
Мнения судов разошлись. Суд первой инстанции согласился с позицией инспекции. Он признал, что оплата питания работникам за счет компании является для них экономической выгодой в натуральной форме, которая подлежит обложению НДФЛ. Также суд поддержал доначисление страховых взносов, посчитав предоставление питания частью выплат в рамках трудовых отношений.
Апелляционный суд встал на сторону компании. Инспекция не доказала, что предоставление питания являлось частью системы оплаты труда, стимулирующей или компенсационной выплатой, зависящей от квалификации или результатов труда. Без такой связи с трудовой функцией выплата не может считаться объектом обложения страховыми взносами. А в отношении НДФЛ суд указал, что при системе «шведский стол» определить точную стоимость потребленного каждым сотрудником питания невозможно. Поскольку экономическую выгоду (доход) каждого физического лица нельзя достоверно оценить, у компании не возникло обязанности исчислять и удерживать НДФЛ.
Кассационный суд согласился с позицией апелляционного суда в части страховых взносов. А вот в части НДФЛ поддержал налоговиков и суд первой инстанции. Он указал, что факт получения дохода в натуральной форме был доказан. Невозможность точного персонального учета не освобождает налогового агента от обязанности исчислить НДФЛ. В такой ситуации Налоговый кодекс допускает использование расчетного метода для определения налоговой базы (в данном случае — усредненная стоимость питания на одного человека). Поскольку компания не вела такого учета и не представила контррасчета, законным был признан расчет, произведенный инспекцией.
Комментарий редакции
Данное дело наглядно показывает отсутствие единого мнения у судов по поводу обложения НДФЛ питания работников по типу «шведский стол».
В «ЭЖ-Бухгалтер» № 4 и 16, 2025, мы рассказывали о споре, где компании сначала удалось отбиться от претензий налоговиков по поводу неначисления НДФЛ на стоимость бесплатного питания работникам. Но кассация пришла к выводу, что ведомости выдачи талонов на питание и табели рабочего времени совпадают и позволяют установить факт получения питания работниками компании (постановление АС Северо-Западного округа от 20.03.2025 № Ф07-1968/2025 по делу № А56-116960/2023).
Примером поддержки судом расчетного метода определения дохода работника при питании по типу «шведский стол» является и постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2009 по делу № А55-14976/2008.
Отметим, что подход, продемонстрированный кассационным судом в комментируемом деле, полностью соответствует позиции чиновников. Так, в письме от 17.05.2018 № 03-04-06/33350 Минфин России указал, что доход можно определить на основе стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека. Аналогичный вывод содержится в письме УФНС России по г. Москве от 02.03.2022 № 20-21/023902@. А в письме от 18.04.2012 № 03-04-06/6-117 Минфин России пояснил, что при питании по типу «шведский стол» доход каждого работника можно рассчитать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.
Таким образом, если компания не будет исчислять НДФЛ, у нее наверняка возникнут споры с налоговиками и не факт, что ей удастся доказать свою правоту в суде. В пункте 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утв. Президиумом Верховного суда РФ 21 октября 2015 г., указано, что положения п. 1 ст. 230 НК РФ возлагают на налоговых агентов обязанность вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде. Ненадлежащее выполнение этой обязанности в том случае, когда полученная гражданами экономическая выгода объективно может быть разделена, не должно служить обстоятельством, исключающим ответственность налогового агента за неудержание и неперечисление налога в бюджет.
