Вводятся штрафы за уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия

| статьи | печать

С 3 августа вступают в силу поправки1 в ст. 19.4.1 КоАП РФ, ужесточающие ответственность за противодействие контролю. Теперь компании и ИП рискуют штрафом до 100 тыс. руб. не только за прямое воспрепятствование проверкам, но и за «уклонение» от любых контрольных (надзорных) мероприятий. Юристы предупреждают: закон не определяет ключевые понятия «воспрепятствование» и «уклонение», что создает широкие возможности для злоупотреблений и неизбежно приведет к росту судебных споров.


1 Федеральный закон от 23.07.2025 № 236-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Комментарий эксперта

Новая редакция ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность не только за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля, но и за «уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия».

Также добавлено примечание, в соответствии с которым под контрольными (надзорными) мероприятиями понимаются любые виды мероприятий, осуществляемых в рамках любого вида государственного контроля и надзора, включая муниципальный. Упоминаются и проверки в порядке реализации специальных полномочий, возложенных на должностных лиц в соответствии с законами, нормативными правовыми актами президента или правительства России. Формулировка охватывает все виды государственной надзорной деятельности и не оставляет никаких пробелов и лазеек. Следовательно, исключаются и любые разночтения по вопросу о том, будет ли применяться ст. 19.4.1 КоАП РФ к любому из многочисленных видов государственных проверок.

В качестве иллюстрации можно привести, например, ст. 14.32 КоАП РФ, предусматривающую в том числе оборотный штраф за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию. Применительно к антимонопольным правонарушениям данный дисбаланс санкций был устранен путем принятия ст. 19.4.3 КоАП РФ, вводящей с 19.08.2024 специализированную ответственность (в том числе оборотный штраф) за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц антимонопольного органа. Сейчас этот подход затронул все области государственной контрольно-надзорной деятельности, кратно увеличив санкции.

Отметим тот факт, что поправки не разъясняют, что именно можно считать «воспрепятствованием» контрольно-надзорной деятельности. Если исходить из текущей административной и судебной практики, то воспрепятствованием можно будет посчитать любые действия и бездействия, осложняющие реализацию контрольных полномочий.

Суды квалифицируют как воспрепятствование и необеспечение доступа на проверяемые объекты, и невыполнение предписаний по итогам предыдущих проверок, и непередачу запрошенных госорганом документов.

Не разъясняется в Законе и содержание нового понятия «уклонения от проведения контрольного (надзорного) мероприятия». Неясно, какие именно действия либо бездействия могут подпасть под данную формулировку. Потенциально как уклонение может быть квалифицирована и неумышленная ошибка при взаимодействии с контролирующим органом, например, когда по недосмотру проверяемый субъект не передал в контрольный орган какой-либо запрошенный документ.

Также необходимо учитывать, что ст. 19.4.1 КоАП РФ является формальным составом. Следовательно, для привлечения к ответственности по данной статье контролирующему органу не требуется доказывать наступление каких-либо негативных последствий (осложнение при проведении проверки, затягивание ее сроков и т.д.).

Комментарий эксперта

После вступления закона в силу к административной ответственности можно будет привлечь за воспрепятствование любым контрольным мероприятиям, а не только проверкам, которые являются лишь одним из видов контрольной деятельности государства.

Главное изменение, привнесенное новым законом, касается расширения перечня контрольно-надзорных мероприятий, к которым применяется ст. 19.4.1 КоАП РФ. К числу таких мероприятий с 03.08.2025 будут относиться любые законные действия государственных органов: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр (то есть осмотр в отношении сразу нескольких лиц) и другие.

Сегодня судебная практика уже применяет ст. 19.4.1 КоАП РФ к широкому перечню нарушений: непредставлению необходимых документов, препятствию в доступе к проверяемому объекту, отсутствию на месте проверки руководителя и т.д. При этом большинство перечисленных нарушений применимы не только к проверкам как виду надзорной деятельности, но и ко всем остальным контрольно-надзорным мероприятиям, для которых никакой ответственности установлено не было.

В итоге и без того распространенное среди бизнеса административное правонарушение, станет еще более частым в административной практике.

Примечательно, что большинство привлеченных к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ составляют юридические лица и ИП. При этом доминирующей мерой административного наказания выступают не предупреждения, а административные штрафы — это основной инструмент воздействия на правонарушителей. Несмотря на сравнительно небольшой размер штрафов для юридических лиц — до 100 тыс. руб. — главные риски состава ст. 19.4.1 КоАП РФ связаны с трендами судебной практики, которая может широко трактовать «воспрепятствование» деятельности госорганов.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях суды крайне редко соглашаются с доводами организаций об отсутствии в их действиях состава ст. 19.4.1 КоАП РФ. Более того, несмотря на обязательность умысла на совершение правонарушения, суды чаще всего формально подходят к его установлению и назначают наказание даже в тех случаях, когда юридическое лицо не было уведомлено о проводимой проверке (решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03.03.2025 по делу № 12-22/2025).