
Игорь Соколов,
старший юрист практики разрешения споров SEAMLESS Legal (SL Legal)
Новая редакция ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность не только за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля, но и за «уклонение от проведения контрольного (надзорного) мероприятия».
Также добавлено примечание, в соответствии с которым под контрольными (надзорными) мероприятиями понимаются любые виды мероприятий, осуществляемых в рамках любого вида государственного контроля и надзора, включая муниципальный. Упоминаются и проверки в порядке реализации специальных полномочий, возложенных на должностных лиц в соответствии с законами, нормативными правовыми актами президента или правительства России. Формулировка охватывает все виды государственной надзорной деятельности и не оставляет никаких пробелов и лазеек. Следовательно, исключаются и любые разночтения по вопросу о том, будет ли применяться ст. 19.4.1 КоАП РФ к любому из многочисленных видов государственных проверок.
В качестве иллюстрации можно привести, например, ст. 14.32 КоАП РФ, предусматривающую в том числе оборотный штраф за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию. Применительно к антимонопольным правонарушениям данный дисбаланс санкций был устранен путем принятия ст. 19.4.3 КоАП РФ, вводящей с 19.08.2024 специализированную ответственность (в том числе оборотный штраф) за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц антимонопольного органа. Сейчас этот подход затронул все области государственной контрольно-надзорной деятельности, кратно увеличив санкции.
Отметим тот факт, что поправки не разъясняют, что именно можно считать «воспрепятствованием» контрольно-надзорной деятельности. Если исходить из текущей административной и судебной практики, то воспрепятствованием можно будет посчитать любые действия и бездействия, осложняющие реализацию контрольных полномочий.
Суды квалифицируют как воспрепятствование и необеспечение доступа на проверяемые объекты, и невыполнение предписаний по итогам предыдущих проверок, и непередачу запрошенных госорганом документов.
Не разъясняется в Законе и содержание нового понятия «уклонения от проведения контрольного (надзорного) мероприятия». Неясно, какие именно действия либо бездействия могут подпасть под данную формулировку. Потенциально как уклонение может быть квалифицирована и неумышленная ошибка при взаимодействии с контролирующим органом, например, когда по недосмотру проверяемый субъект не передал в контрольный орган какой-либо запрошенный документ.
Также необходимо учитывать, что ст. 19.4.1 КоАП РФ является формальным составом. Следовательно, для привлечения к ответственности по данной статье контролирующему органу не требуется доказывать наступление каких-либо негативных последствий (осложнение при проведении проверки, затягивание ее сроков и т.д.).