Суд обязал арендодателя-банкрота выставить арендатору счета-фактуры и акты с НДС, поскольку по договору аренды в арендную плату входит НДС (постановление АС Московского округа от 15.04.2025 № Ф05-4692/2025 по делу № А40-148969/2024).
Суть дела
В 2013 г. компания арендовала несколько объектов недвижимости. По условиям договора аренды арендная плата включает в себя НДС. Поскольку арендодатель еще в 2021 г. решением суда был признан банкротом, он выставлял в адрес компании счета на сумму арендной платы без выделения НДС, а также не предоставлял счета-фактуры и на ее требования предоставить данные документы не реагировал.
Компания обратилась в суд с требованием признать недействительным пункт договора аренды о величине арендной платы, включающей в себя НДС, и установить последствия недействительности, установив сумму арендной платы без НДС в связи c признанием арендодателя банкротом и освобождением его от уплаты данного налога. Однако суд в удовлетворении требования отказал, поскольку то, что арендодатель, включивший изначально в твердую сумму арендной платы НДС, перестал быть плательщиком данного налога, не является ни основанием признания сделки недействительной, ни основанием уменьшения размера арендной платы для арендатора. Размер арендной платы может изменяться только по соглашению сторон.
Тогда компания обратилась в суд с требованием обязать арендодателя предоставить надлежащим образом оформленные (с указанием/выделением НДС) счета-фактуры и акты об оказанных услугах по договору аренды.
Решение судов
Суды трех инстанций требования компании удовлетворили. Они указали, что в гражданско-правовых отношениях покупателя услуг и продавца сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется из этой цены для целей налогообложения.
Компания-арендатор является плательщиком НДС. Для применения вычетов по НДС ей необходимо иметь счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие товаров (работ, услуг) к учету. Непредставление арендодателем таких документов по договору аренды, в стоимость которого входит сумма НДС, приводит к невозможности выполнения арендатором всех необходимых условий, предусмотренных ст. 169, 171, 172 НК РФ для получения налогового вычета, то есть к невозможности осуществления арендатором предоставленных ему законом прав.
Выводы
Из данного дела следует, что организация-банкрот должна исполнять условия договора и выставлять покупателю счета-фактуры с НДС, если данный налог включен в стоимость договора, независимо от того, что согласно подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) банкротами не признаются объектом налогообложения по НДС.
Чтобы избежать этого, после признания арендодателя банкротом сторонам договора аренды нужно внести в него изменения в части арендной платы, исключив из нее НДС, или установив, что теперь арендная плата не включает в себя НДС. В этом случае обязанности по выставлению счетов-фактур с НДС у арендодателя-банкрота не будет.