Контроль за применением ККТ станет жестче

| статьи | печать

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов публичное обсуждение проходит проект постановления Правительства РФ. Он направлен на внесение изменений в порядок проверки соблюдения законодательства о применении ККТ (ID проекта: 155516).

Изменения вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272 (далее — Правила), в целях его приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“».

Контрольная закупка

В пункте 23 Правил устанавливается, что по результатам контрольной закупки в течение пяти рабочих дней со дня окончания ее проведения составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Этот акт направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). То есть по электронной почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг либо через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Вводится положение, что при выявлении в ходе контрольной закупки нарушений обязательных требований налоговики вправе незамедлительно начать проведение документарной проверки или выездной проверки. При этом не требуется принятие решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также согласование с органами прокуратуры. Прокуратуру о начале проверки налоговики должны будут уведомить в течение двадцати четырех часов после выявления нарушений. Информацию о документарной проверке или выездной проверке внесут в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение пяти рабочих дней со дня начала проведения соответствующей проверки.

Внеплановая документарная проверка

Вводится положение, что внеплановая документарная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая ее проведения в соответствии с п. 3, 4, 6, 8 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ. Речь идет о случаях проведения проверки на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ, требования прокурора, наступления события, указанного в программе проверок, наличия у налоговиков сведений об осуществлении деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Выездное обследование на общедоступных производственных объектах

В пункте 27 Правил уточняется, что осмотр в ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) может совершаться без присутствия контролируемого лица или его представителя.

Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе будет незамедлительно провести контрольную закупку с извещением о начале и результатах проведения (в течение двадцати четырех часов после получения таких сведений) соответствующей закупки органа прокуратуры. Устанавливается, что в отношении проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информацию о проведении контрольной закупки будут вносить в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение пяти рабочих дней с момента завершения контрольной закупки.

Выдача предписаний

В пункте 40 Правил уточняется, что предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должно содержать следующие сведения по каждому из нарушений:

  • описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;

  • срок устранения выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретной даты;

  • перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения обязательных требований;

  • перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения обязательных требований.

Если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу и (или) направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

Прочие изменения

У налоговиков появится возможность размещать в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг или через кабинет ККТ информацию о выявлении соответствия его деятельности (объекта контроля) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или информации об отклонении от таких параметров (новый п. 10.1 Правил).

С 1 на 20 марта переносится утверждение ежегодного доклада ФНС России, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (новая редакция п. 13 Правил).

Согласно новой редакции п. 16 Правил обязательный профилактический визит будет проводиться лишь в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ (то есть по поручению Президента РФ, Председателя Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ). А профилактический визит по инициативе контролируемого лица будет проводиться в соответствии со ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ.

Вводится положение, что по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия акт составляется только в случае выявления нарушений обязательных требований (новый п. 27.1 Правил).

Устанавливается порядок действий в случае невозможности составления акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия. В такой ситуации контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 5 ст. 21 Закона № 248-ФЗ.

С 20 до 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы сокращается срок ее рассмотрения (новая редакция п. 43 Правил).