Меж двух огней. МВФ прогнозирует замедление мировой экономики из-за финансовых коллизий

| статьи | печать
Меж двух огней. МВФ прогнозирует замедление мировой экономики из-за финансовых коллизий

Прирост глобального ВВП составит в нынешнем году 2,8%, прогнозирует МВФ. А на горизонте пяти лет динамика мировой экономики будет равняться 3%, что меньше средних темпов (3,6%). Высокая инфляция, возникшая в результате закачки денег в экономику центральными банками, слабо поддается лечению повышением ставок. Зато они уже поставили на грань банкротства ряд крупных банков, для спасения которых вливаются огромные суммы.

В январе 2023 г. эксперты МВФ выражали надежду, что развитие мировой экономики будет происходить по мягкому сценарию, предполагающему снижение инфляции при сохранении стабильного роста. Однако сейчас стало ясно, что конъюнктура глобальной экономики существенно ухудшилась.

Поэтому в базовом апрельском прогнозе Фонда ожидается снижение глобального экономического прироста с 3,4% в прошлом году до 2,8% в нынешнем. Затем предполагается его медленное повышение до среднего уровня 3% в последующие пять лет, что является самым низким среднесрочным прогнозом за несколько десятилетий.

Особенно резкое замедление роста прогнозируется в странах с развитой экономикой, где экономическая динамика сократится до 1,3% в текущем году и 1,4% — в 2024-м.

В еврозоне экономика вырастет на скромные 0,8% в нынешнем году и слегка прибавит темп — до 1,4% — в следующем. В США экономика прибавит 1,6 и 1,1% соответственно.

Более высокие темпы роста будут демонстрировать развивающиеся государства. Так, китайская экономика в текущем году увеличится на 5,2%, а в 2024 г. — на 4,5%. В Индии ВВП будет расти еще быстрее: на 5,9% в этом году и на 6,3% — в 2024-м.

В целом, по оценке аналитиков МВФ, риски для перспектив глобальной экономики значительно возросли из-за напряженности в финансовом секторе. «Инфляция оказалась намного более устойчивой, чем ожидалось еще несколько месяцев назад, — комментирует ситуацию экономический советник Фонда Пьер-Оливье Гуринша. — Хотя глобальная инфляция снизилась, это связано в основном с изменением динамики цен на энергоносители и продовольствие. Но базовая инфляция во многих странах еще не достигла пика».

МВФ ожидает, что базовая инфляция в нынешнем году снизится лишь до 5,1%, что значительно (на 0,6 п.п.) больше показателя январского прогноза.

На этом фоне большую тревогу, по словам П.-О. Гуринша, вызывает тот факт, что в результате резкого ужесточения денежно-кредитной политики начинают проявляться серьезные побочные эффекты для финансового сектора.

Быстрое повышение процентных ставок привело к значительным убыткам по долгосрочным активам с фиксированным доходом, при этом серьезно возросла вероятность резкого снижения темпов экономического роста.

Обеспокоенные инвесторы часто ищут следующее самое слабое звено, как это произошло с Credit Suisse, системно значимым в глобальном масштабе, но испытывающим проблемы европейским банком. Следующей целью могут стать финансовые организации с чрезмерной долей заемных средств, подверженные воздействию кредитного риска или процентных ставок, излишне зависящие от краткосрочного финансирования или расположенные в юрисдикциях с ограниченными бюджетными возможностями.

То же самое может произойти со странами, которые воспринимаются инвесторами как государства со слабыми экономическими детерминантами. Резкое ужесточение глобальных финансовых условий — шок «неприятия риска» — может оказать значительное влияние на ставки кредитования и государственные финансы, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся регионах, вызвав большой отток капитала, внезапное увеличение премий за риск.

Все это способно привести к сокращению глобальной активности на фоне пониженных уровней доверия, сокращения расходов домашних хозяйств и уменьшения инвестиций.

«Директивным органам, более чем когда-либо, необходимо уверенно контролировать ситуацию и предоставлять четкую информацию инвесторам и широким слоям населения, — уверен г-н Гуринша. — Надлежащий план действий в каждой стране необходимо разрабатывать в зависимости от состояния финансовой системы. Пока оно достаточно стабильно, должна сохраняться твердая направленность денежно-кредитной политики на снижение инфляции».

Активную роль в борьбе с инфляцией также будет играть более жесткая налогово-бюджетная политика. Она будет оказывать поддержку денежно-кредитной политике, позволяя реальным процентным ставкам быстрее вернуться к их низкому естественному уровню.

Продуманная бюджетная консолидация также поможет восстановить бюджетные резервы и укрепить стабильность государственных финансов.

Что же касается России, то она стала одной из немногих стран, для которых МВФ повысил прогноз по сравнению с январским докладом. Если в начале года Фонд ожидал роста российского ВВП на 0,3%, то теперь он надеется на повышение до 0,7%.

Улучшение ключевых макроэкономических показателей отметил на совещании с экономическим блоком правительства Президент РФ Владимир Путин. «Положительные тенденции в развитии российской экономики укрепляются. По оперативным данным, с начала апреля розничный торговый оборот прибавил почти 25%, — заметил глава государства. — Увеличивается и рост погрузки на железной дороге. Если в марте этот показатель был около 2%, то в начале апреля — уже 3,6%».

Есть основания полагать, что экономическая активность в России будет и дальше повышаться. На это указывает такой важный параметр, как Индекс деловой активности PMI. В марте он достиг 56,8 балла, что является третьим значением за всю историю наблюдений и прямо говорит о растущем оптимизме отечественного бизнеса, его позитивном настрое.

«В целом можно отметить, что российская экономика продолжает активно развиваться в рамках новой модели роста, — отметил В. Путин. — По итогам апреля ВВП России существенно прибавит в реальном выражении».

Вместе с тем глава государства подчеркнул, что внешние факторы риска для российской экономики никуда не делись и руководство страны это хорошо понимает: «Расслабляться в этой связи, пускать ситуацию на самотек, полагая, что все само по себе будет хорошо, было бы неправильно, на это мы права не имеем».