Какие риски экономического развития требуют наибольшего внимания

| новости | печать

Это лишь один из вопросов, рассматриваемых учеными Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в заключительном в 2022 г. «Квартальном прогнозе».

Они отмечают, что завершающийся 2022 г. стал серьезным испытанием как для мировой, так и для российской экономики. В очередной раз источником серьезнейших потрясений стали не проблемы внутри экономического цикла, а действия правительств крупнейших развитых стран. На этот раз они были направлены на изоляцию российской экономики от важнейших направлений торгово-финансовых отношений, определяющих динамику и структуру современной мировой экономики. Были задействованы все имевшиеся каналы: торговые, финансовые, научно-технологические. Тем не менее эксперты ИНП констатируют, что обвального обрушения уровня экономической активности в нашей стране не произошло. Предварительные оценки демонстрируют спад ВВП менее 3%.

Однако ученые указывают, что с точки зрения анализа текущей ситуации и выбора дальнейших направлений экономической политики остается много вопросов. В какой степени результаты текущего года являются закономерными? Что значат итоги 2022 г. для перспектив развития экономики в среднесрочной перспективе? Какие риски экономического развития требуют наибольшего внимания властей? И авторы анализа последовательно их рассматривают.

Анализ пройденного

Драматичные оценки спада ВВП по итогам 2022 г. многих отечественных и международных экспертов базировались на том, что относительно небольшая, около 1,5% от мирового ВВП и зависимая от импорта российская экономика не сможет сколь-нибудь долго компенсировать изоляцию от мирового рынка товаров и капитала и будет вынуждена активно снижать параметры производства и спроса. Однако эти оценки базировались на понимании того, что большинство товарных и финансовых потоков в современной мировой экономике контролируются транснациональными финансово-промышленными группами развитых стран. В то же время кризис 2022 г. продемонстрировал, что, хотя развитые страны и остаются держателями большей части результатов научно-технологической деятельности, в части торговли и финансов ситуация начинает меняться. Крупные развивающиеся страны способны выступать в качестве надежных торговых партнеров и компенсировать выпадающие торговые потоки, в том числе и за счет использования финансовых инструментов в национальных валютах. Это стало особенно заметно с середины лета 2022 г., когда наметилась устойчивая тенденция к восстановлению российского импорта. Если в апреле спад физических объемов импорта, по оценкам ученых ИНП, достигал 60%, то к сентябрю он сократился почти вдвое — до 31,3%.

Серьезную поддержку российской экономике оказали меры по снижению зависимости от внешних рынков, проводившиеся с 2014 г. В частности, эксперты ИНП отмечают финансовую сферу (система финансовых сообщений, платежная система МИР, система быстрых платежей и т.д.), сельское хозяйство, фармацевтику, оборонно-промышленный комплекс, отчасти энергетику. Это позволило снизить негативное воздействие наиболее болезненных действий в части санкционного давления на российскую экономику.

Высокие адаптационные способности в условиях кризиса, как это уже неоднократно случалось, продемонстрировали российский бизнес и население. Ученые отмечают, что низкий уровень инвестиционной активности бизнеса после пандемического кризиса также ограничил эффект от санкций.

Наконец, серьезную помощь российской экономике оказала низкая продуманность самих санкционных пакетов. Аналитики института считают, что при всем многообразии точек зрения о целях санкций следует сходить из того, что они были ориентированы на изменение проводимой Россией политики, а значит, важное значение имели краткосрочные эффекты. Однако набор санкционных мер был таков, что одни из них снижали воздействие других. Авторы «Квартального прогноза» риводят пример. Ограничения на использование резервных валют сопровождалось запретом на поставки ряда импортных товаров из развитых стран. Таким образом, создавались не только условия для роста положительного сальдо по внешней торговле, но и естественным образом снижалась зависимость экономики от экспортных доходов. Аналогичным образом санкции в отношении ведущих российских частных компаний снизили потенциал паники на российских финансовых рынках.

В целом, констатируют ученые, формирование экономической динамики в России в 2022 г. дает много информации о том, как в действительности устроены взаимодействия между мировой и российской экономикой. В частности, по их мнению, уже вполне осязаемыми становятся контуры альтернативной мировой торгово-финансовой системы, в которой страны хотя и опасаются прямого конфликта с развитыми экономиками, но вполне готовы идти на риск для защиты своих национальных экономических интересов.

Риски стоящие и предстоящие

Однако эксперты ИНП предупреждают, что относительно малый ущерб в сравнении с жесткостью ограничительных мер, которые были предприняты в отношении российской экономики, не должен формировать излишние иллюзии. По их предположению, наша страна столкнулась с наиболее длительным периодом отрицательной экономической динамики начиная с кризиса 1998 г. Наиболее существенный риск текущего кризиса связан именно с его длительностью, что потребует от государства, бизнеса и населения определенного пересмотра мер реагирования на него.

Ученые ожидают, что конец 2022 г., так же как и начало 2023 г., будет характеризоваться постепенным нарастанием ограничений на поставку товаров традиционного российского экспорта. С учетом косвенного влияния сырьевого сектора на производство и распределение доходов в стране это будет означать необходимость формирования нового баланса между спросом и предложением, а также окончательную перенастройку экономики на рост за счет внутренних факторов. Отчасти эта ситуация будет компенсирована меньшим изъятием экспортных доходов в резервы.

Использование имеющегося потенциала внутреннего спроса также предполагает изменение подходов к бюджетному планированию и оценке рисков экономического развития. Если до сих пор предполагалось, что ключевым риском для финансовой и бюджетной системы являются внешнеэкономические шоки, то теперь важнейшим риском может рассматриваться стагнация внутреннего спроса, которая в условиях внешних ограничений может создать непреодолимые препятствия для устойчивости развития экономики в среднесрочной перспективе.

Аналитики ИНП считают, что в этих условиях ключевое влияние на экономическую конъюнктуру будет оказывать бюджетная политика, которая не может формировать экономическую динамику в целом, но может сыграть роль «спускового крючка», который обеспечит запуск цикла экономической активности в новых условиях. Ключевую роль бюджетные расходы также должны сыграть и в расширении использования имеющихся инвестиционных ресурсов. В условиях ограничений по доступности импортных машин и оборудования инфраструктурное строительство может стать важным элементом адаптации и поддержки уровня инвестиций в экономике, считают авторы прогноза.

По их мнению, определяющую роль в скорости выхода на положительные темпы роста ВВП будет играть спрос населения. В результате роста цен и снижения реальных доходов населения сформировалась ситуация, при которой у более обеспеченной части населения сформировался дополнительный объем сбережений, а у менее обеспеченной части — дефицит средств для иных, кроме первичных, расходов. В этих условиях для активизации потребительского спроса требуется импульс, который вовлечет в экономическую активность имеющиеся средства населения. Таким импульсом могут стать дополнительные действия по поддержке наименее обеспеченных граждан, а также доходов работников бюджетной системы, полагают ученые ИНП.

Также они указывают, что сложившиеся условия функционирования российской экономики среди прочего требуют формирования новых принципов оценки стабильности финансовой системы, в качестве которых может выступать накопленный объем внутреннего государственного долга, объем процентных платежей бюджетной системы и интервальные таргеты по инфляции. Но главное, по мнению экспертов института, состоит в том, что необходим поиск разумного баланса между финансированием задач в области обороны и гражданской экономики, ориентированный на ее активное посткризисное восстановление. Такой баланс, считают ученые, мог бы состоять в том, что оборонные расходы, наряду с защищенными социальными обязательствами, должны балансироваться в рамках регулярных доходов бюджета (без использования дополнительных источников), а расходы на структурную перестройку гражданской экономики финансировались бы при необходимости за счет дефицита бюджета.

«С учетом всех имеющихся ограничений целью для экономической политики может являться формирование устойчивой положительной динамики ВВП во 2-м полугодии 2023 г. В качестве сверхзадачи можно предложить цель по выводу российской экономики на траекторию роста уже по итогам 2023 г.», — нацеливают эксперты ИНП.

Ключевые гипотезы прогноза

Крайне высокая инфляция и ужесточение денежно-кредитной политики в развитых странах, а также замедление глобального роста в 2022 г. привело к ухудшению экономических прогнозов: по данным МВФ для США ожидается рост ВВП лишь на 1,6% в 2022 г., замедление до 1,0% в 2023 г., 1,2, 1,8% в 2024 — 2025 гг. В еврозоне снижение темпов роста ВВП не столь значительно в 2022 г. — до 3,1% (с 5,2% в 2021 г.). Однако в 2023 г. падение темпов экономического роста продолжится и составит 0,5% в зоне евро, с последующим восстановлением до 1,9% к 2025 г.

Среднегодовое значение цены на нефть марки Urals 80 долл./барр. в 2022 г. является наибольшим в прогнозируемой перспективе. Цена на нефть достигнет 65 долл./барр. в 2025 г. на фоне продолжения снижения мировых цен и замедления мировой экономики. Добыча нефти в России будет снижаться и в следующем году — до 490 млн т в 2023 г. Однако в последующие два года объемы добычи нефти немного прирастут — 495 млн т в 2024 г., 505 млн т в 2025 г. Оценка экспорта сырой нефти из России в 2022 г. немногим превысит уровень 2021 г. (233 млн.т), а в 2023 — 2025 гг. экспортные поставки нефти восстановятся до 250 млн т и будут расти (по 5 млн т в год).

Среднеконтрактные цены на газ в 2022 г. достигли максимального значения — 691 долл./тыс. куб. м (рост в 2,5 раза по сравнению с 2021 г., когда они стали расти). В 2023 — 2025 гг. цена на газ, по прогнозам МЭР РФ, снизится с 592 до 400 долл./тыс. куб. м. Добыча природного газа, по оценкам ученых ИНП, в 2022-м и следующем годах будет понижаться — до 670 млрд куб. м в 2023 г., что они объясняют резко сократившимися экспортными поставками трубопроводного газа с 2022 г. В среднесрочной перспективе эксперты института ожидают, что объемы экспорта газа трубопроводного не будут превышать 125 млн т в год (62% от уровня 2021 г.). Добыча газа при этом будет расти в 2024 — 2025 гг., достигнув 705 млрд куб. м в конце прогнозного периода вследствие роста внутреннего потребления и производства сжиженного газа. Экспорт нефтепродуктов, достигнув объема 110 млн т в 2024 г., стабилизируется (по сравнению с 144 млн т в 2021 г.).

В результате существенного укрепления обменного курса рубля в первой половине 2022 г. его курс укрепился на 8,3% к доллару США, на 21,6% к евро в номинальном выражении в 2022 г. Однако в среднесрочной перспективе в результате сокращения притока валюты по счету текущих операций аналитики ИНП ожидают постепенного ослабления курса рубля — с 68 до 72,2 руб./долл. в среднем за год в 2022 — 2025 гг. При этом реальный курс рубля к доллару во всем прогнозном периоде будет незначительно укрепляться (по 2—7% в год в 2023 — 2025 гг.), а укрепление на 25% в 2022 г. обеспечит превышение уровня реального курса рубля в прогнозном периоде над значениями в предшествующие годы.