Основное падение доходов в 2022 г. затронет средний класс

| статьи | печать

Таковы неприятные ожидания по итогам ушедшего года у ученых Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. По их мнению, оценочно просматриваемое в последнее время сжатие среднего класса — далеко не самый лучший процесс.

Свои заключения эксперты ЦКИ делают на основе анализа результатов ежеквартальных опросов Росстатом населения на предмет потребительских настроений. Данные его исследования за IV квартал 2022 г. «ЭЖ» ранее подробно представила, поэтому сразу перейдем к вынесенным из их анализа выводам и прогнозам ученых Центра.

Выводы

Оценка только итоговых равновесных значений рассчитываемого Росстатом индекса потребительской уверенности (ИПУ) за последние два года дает аналитикам ЦКИ основания предположить, что в 2022 г. по сравнению с 2021 г. в потребительском поведении населения ничего не изменилось. Однако поквартальная пилоообразная динамика ИПУ в прошлом году свидетельствует им о серьезных скачках потребительской модели российского населения на протяжении года.

Так, в начале 2022 г. был зафиксирован рост индикатора, причем, исходя из мнений респондентов, со всеми признаками его дальнейшего улучшения. Во II квартале после известных событий ИПУ резко упал. Авторы анализа предполагают, что население попало в зону высокой экономической и психологической неопределенности на фоне возникшей внутренней и внешней экономической турбулентности. В частности, прогнозы со стороны западных источников и ряда отечественных экономических регуляторов о возможном падении экономики страны в 2022 г. на 8—10% означали, что из-за мультипликативного эффекта выпадающие доходы населения по сравнению с 2021 г. составили бы около 6 трлн руб. — почти четырехмесячный суммарный оборот продовольственными товарами всей розничной торговли страны. К внутренним проблемам добавились и внешние негативные изменения в виде различных пакетов западных санкций, а также уход из России большого количества мировых брендов, без которых у части населения возникает как минимум бытовой дискомфорт.

Совокупность этих и других изменений на фоне постковидного стресса, предчувствия возможного дефицита товаров и услуг и беспокойства о потере своего дохода и занятости вызвали у населения определенный шок.

Ретроспективный анализ показывает экспертам ЦКИ, что при подобных событиях люди зачастую довольно резко меняют свое экономическое поведение, переходя из потребительской модели в сберегательную в целях создания финансового задела для минимизации возможных социальных рисков. Так, в IV квартале 2022 г. частный индекс анализируемого исследования, характеризующий склонность к сбережениям, показал лучшее значение за последние три года. Смена потребительской модели на сберегательную, как правило, наиболее характерна для низкодоходного населения (если есть что сберегать) и для нижних децилей среднедоходного населения.

В указанные периоды, помимо склонности к сбережению, эти люди в определенной степени пересматривают свою потребительскую корзину, пытаясь при падении доходов сохранить свое продовольственное обеспечение, даже за счет менее качественных и более дешевых продуктов, и перенося в отложенный спрос покупку непродовольственных товаров длительного пользования.

Авторы исследования констатируют, что данная модель поведения четко прослеживается в последних данных Росстата о деятельности розничной торговли. Так, по итогам ноября 2022 г., при общем падении ее оборота по сравнению с ноябрем 2021 г. на 7,9% оборот пищевых товаров, напитков и табака снизился лишь на 3,4%, а объем продаж непродовольственных товаров — на 11,7%.

Падение потребительского спроса, отмечают ученые, — это нехороший сигнал и для экономики в целом. Они напоминают, что объем конечного потребления домашних хозяйств в структуре ВВП страны составляет около 50%.

ИПУ во II квартале обрушился сразу на 10 п.п., перейдя в зону кризисных значений (–31%). Однако последовавшие экстренные регуляторные действия со стороны правительства и ЦБ РФ позволили в определенной степени стабилизировать экономику.

Эксперты ЦКИ считают, что с точки зрения социальной составляющей, включая поддержку потребительской активности, основную роль сыграла начавшаяся фактически и заявленная со стороны государства на ближайшую перспективу финансовая помощь низкодоходному населению в виде увеличения МРОТ, прожиточного минимума, семьям с детьми, пенсионерам и др. В итоге ИПУ за III квартал почти «отбил» все потери предыдущего квартала. Снижение ИПУ на 1 п.п. в IV квартале, по убеждению авторов анализа, не является критическим, и данную коррекцию можно интерпретировать как статистическую погрешность.

Они отмечают, что в III квартале уровень бедности снизился до рекордно минимальных для новой России относительных значений — 10,5%. Это ученые ЦКИ обусловливают именно интенсивными компенсационными мерами помощи правительства для низкодоходного населения.

Вместе с тем у них вызывает некоторое беспокойство динамика финансового состояния среднедоходной группы людей, условно представляющих средний класс гражданского общества России. Авторы анализа задаются вполне естественным вопросом: если реальные располагаемые денежные доходы населения оценочно упадут в 2022 г. на 2,5—2,7%, а это около 2 трлн руб. всех выпадающих доходов по сравнению с 2021 г., то в какой группе населения по доходам этот спад будет наиболее заметен? Низкодоходное население в определенной степени улучшило свое финансовое состояние за счет сокращения бедности в результате компенсационной помощи со стороны государства. В частности, по данным Росстата, социальные выплаты в III квартале составили 21,7% в структуре всех денежных доходов населения, увеличившись по сравнению с I кварталом на 1,2 п.п. Высокодоходное население, по мнению аналитиков ЦКИ, вряд ли ощутит серьезные материальные потери (кроме фигурантов, попавших под западные персональные санкции) — у них есть иные источники и финансовые инструменты для получения доходов, помимо заработка за основной труд.

«Значит, ожидаемое основное падение доходов придется на средний класс. Учитывая априори позитивную роль среднего класса в гражданском обществе любой страны, такое ожидаемое распределение доходов в 2022 г. — не самый удачный маневр», — считают ученые.

Анализ результатов последних потребительских опросов по возрастным группам показывает им, что в страте респондентов 30—49 лет (условно средний класс) ИПУ постоянно держится на уровне общего ИПУ для всех возрастных групп.

Авторы анализа напоминают, что именно средний класс выступает не только основным производителем и потребителем товаров и услуг, но и электоральной основой общества. Поэтому сжатие среднего класса, которое оценочно просматривается последнее время, — это далеко не самый лучший процесс, считают эксперты ЦКИ.

Они также призывают иметь в виду, что в условиях предстоящей трансформации экономики и частичного изменения экономической парадигмы со спроса на сырьевые товары на предложение товаров и услуг с высокой степенью передела и высокой добавленной стоимостью, а также в условиях неминуемой технологической переориентации целых отраслей на отечественное производство будет наблюдаться повышенная турбулентность на российском рынке труда, сопровождаемая резкой поляризацией доходов между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Как эти пертурбации отразятся на позициях представителей среднего класса, ученые ответа пока не имеют.

Прогнозы

Как поведет себя индекс потребительской уверенности в 2023 г., аналитикам ЦКИ пока сказать крайне затруднительно. Многое, по их мнению, будет зависеть от внутренних и внешних макроэкономических перестроений, турбулентности геополитической ситуации.

«При консервативном сценарии развития, без прилета стаи „черных лебедей“, но и без революционных и экономических прорывов внутри страны, фундаментальных провалов в потребительском поведении населения не предвидится, но и каких-то выдающихся успехов, связанных с ростом ИПУ, мы также не увидим», — полагают авторы анализа.

По их мнению, ИПУ в 2023 г., скорее всего, пойдет по ровному тренду, обозначившемуся в конце 2022 г. Вместе с тем с относительной уверенностью ученые утверждают, что, несмотря на прогнозируемый бюджетный дефицит, динамика на компенсационные выплаты низкодоходному населению со стороны государства будет продолжена и не исключено — с повышенной интенсивностью с учетом предвыборного президентского года. Из этого эксперты ЦКИ заключают, что потребительское поведение низкодоходного населения как минимум не пострадает — все будет зависеть от соотношения темпов роста бонусной программы и роста инфляции.

«Скорее всего, коэффициент Джини (макроэкономический показатель неравномерности распределения доходов) продолжит снижаться, а это в сегодняшних условиях — одна из главных составляющих стабильности гражданского общества. Ведь необходимо сознавать, что большинство социальных, политических, экономических проблем и их трагические последствия коренятся в неравенстве», — ставят точку ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*

 

Ноябрь

2021

2022

Россия

–23,3

–22,7

Австрия

–3,9

–29,8

Бельгия

–6,4

–22,1

Болгария

–23,3

–27,8

Венгрия

–18,9

–47,4

Германия

–3,9

–25,1

Греция

–40,8

–51,9

Дания

2,9

–17,8

Ирландия

–0,3

–28,5

Испания

–12,5

–28,7

Италия

–4,2

–18,5

Кипр

–19,2

–30,3

Латвия

–13,1

–31,3

Литва

–0,7

–8,2

Люксембург

–5,9

–23,5

Мальта

4,8

–17,8

Нидерланды

–11,0

–29,5

Польша

–7,3

–19,1

Португалия

–17,3

–38,3

Румыния

**

**

Словакия

–20,8

–30,8

Словения

–23,7

–37,2

Финляндия

3,3

–16,3

Франция

–5,4

–18,6

Хорватия

–17,0

–24,8

Чехия

–16,8

–29,8

Швеция

4,1

–23,2

Эстония

–9,3

–35,3

* Источник информации — электронная база данных Евростата (кроме России).

** Данные отсутствуют.

Источник: Росстат