Последствия непризнания выплат работнику пособием по уходу за ребенком

| статьи | печать

Законодательство не запрещает совмещать уход за ребенком с работой и получать при этом пособие. Но в некоторых случаях в признании выплаченных работнику сумм пособием по уходу за ребенком может быть отказано. Рассмотрим, какая ответственность грозит в этом случае работодателю и повлияет ли непризнание выплат пособием на обязательства компании по НДФЛ и страховым взносам.

Когда откажут в признании выплат пособием

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ним, со дня предоставления такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на пособие сохраняется, когда лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (ч. 1, 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ).

В трудовом законодательстве нет определения того, что считается неполным рабочим днем. В Конвенции Международной организации труда от 24.04.94 № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» указано, что неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени. Получается, что, если работнику его рабочий день сокращен хотя бы на несколько минут, он будет трудиться на условиях неполного рабочего времени. Но такого сокращения рабочего времени недостаточно для осуществления ухода за ребенком. Анализ судебной практики показывает, что сокращать рабочий день следует на два часа и более. Если же сокращение составляет менее двух часов, велика вероятность, что выплаты работнику не признают пособием по уходу за ребенком (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 № 07АП-2128/22 по делу № А03-13822/2021, АС Поволжского округа от 30.04.2019 по делу № А55-17860/2018, АС Дальневосточного округа от 06.02.2019 № Ф03-6302/2018, АС Волго-Вятского округа от 31.05.2019 по делу № А79-7895/2018, от 22.05.2020 по делу № А43-14545/2019, округа от 29.01.2019 по делу № А82-5602/2018).

В письме ГУ МРО ФСС России от 14.10.2020 № 14-15/7710-4421л разъяснено, что назначение и выплата пособия по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени будут правомерны при соблюдении следующих условий:

  • застрахованное лицо само осуществляет уход за ребенком и у него достаточно времени на осуществление данного ухода;

  • сокращение рабочего времени исчисляется в часах;

  • пособие компенсирует утраченный заработок, равнозначный размеру пособия;

  • пособие не приобретает характер дополнительного материального стимулирования.

Таким образом, из вышеприведенных разъяснений и судебной практики следует, что в признании выплат работнику пособием по уходу за ребенком будет отказано, если сокращение рабочего времени является незначительным и сумма заработка работника вместе с пособием превышает обычный размер его заработка за полный рабочий день, то есть когда пособие приобретает характер материального стимулирования.

Ответственность страхователя

Пособие по уходу за ребенком выплачивает работнику ФСС России на основании сведений и документов, представляемых страхователем (п. 3 Правил получения ФСС России сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010). Частью 2 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ установлено, что, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, если было признано, что выплаченные работнику суммы не являются пособием по уходу за ребенком, компания должна будет возместить ФСС России выплаченную в качестве пособия сумму.

Отметим, что фонд также может привлечь компанию к ответственности за представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения. Размер штрафа составляет 20% от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5000 руб. и не менее 1000 руб. (ч. 2 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ).

НДФЛ

С сумм пособия по уходу за ребенком НДФЛ не удерживается, поскольку согласно п. 1 ст. 217 НК РФ государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности) освобождаются от обложения НДФЛ. При отказе в признании выплаченных работнику сумм пособием по уходу за ребенком на эти суммы перестает распространятся освобождение от НДФЛ, предусмотренное п. 1 ст. 217 НК РФ. Следовательно, выплаченные суммы подлежат обложению НДФЛ. Суды это подтверждают. Так, АС Уральского округа в постановлении от 27.09.2022 № Ф09-6258/22 по делу № А76-41952/2021 рассмотрел ситуацию, когда инспекция по результатам проверки пришла к выводу, что выплаты, произведенные компанией работникам, продолжительность рабочего времени которых была сокращена на 15—30 мин, под видом пособий по уходу за ребенком, фактически являются дополнительным материальным обеспечением таких работников и подлежат включению в базу для целей исчисления НДФЛ. Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они указали, что в данном случае пособие по уходу за ребенком не является компенсацией, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении компанией правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения. В связи с этим указанные суммы правомерно квалифицированы инспекцией в качестве полученного дохода и включены в налоговую базу при исчислении НДФЛ.

Отметим, что в приведенном деле рассматривалась ситуация с выплатами, произведенными в 2017 г. В тот период пособие выплачивал работодатель, а фонд засчитывал эти суммы в счет уплаты страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ для целей НДФЛ российские организации признаются налоговыми агентами, если от них или в результате отношений с ними налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (доходы, источником которых является налоговый агент). Соответственно, в рассмотренной судом ситуации именно компания являлась налоговым агентом по НДФЛ, поэтому инспекция и предъявила ей претензии по поводу данного налога.

Сейчас, как уже было указано выше, пособие работнику выплачивает не работодатель, а фонд. В письме от 24.12.2021 № 03‑04‑09/105822 Минфин России разъяснил, что при выплате пособий налоговым агентом по НДФЛ является ФСС России. На наш взгляд, фонд продолжает оставаться налоговым агентом и в случае, когда было признано, что выплаченные им в качестве пособия суммы фактически таковыми не являлись. Ведь выплаты работник получил в результате отношений с фондом в рамках обязательного социального страхования, а не с работодателем. И источником их выплаты были средства фонда. Тот факт, что в дальнейшем работодатель возместил фонду убытки, не означает, что работодатель тем самым вступил в отношения с работником и стал источником выплат. Таким образом, по нашему мнению, именно фонд, как налоговый агент, должен в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ уведомить налоговиков о невозможности удержать налог. А у работодателя никаких обязанностей по НДФЛ в связи с переквалификацией выплаченных фондом работнику сумм не возникает.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

В рассматриваемой нами ситуации выплаты работникам производил не работодатель, а фонд. И они происходили не в рамках трудовых отношений, поскольку между фондом и работником таких отношений нет. Переквалификация выплат эти факты не изменяет. Поэтому у работодателя, исходя из положений ст. 419 и 420 НК РФ, не возникает никаких обязательств по страховым взносам в связи с отказом в признании выплат работникам пособием по уходу за ребенком.

Но риск доначисления страховых взносов на выплаченные суммы все же существует. Это возможно, если налоговики воспользуются положениями подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ и докажут, что целью выплат под видом пособия по уходу за ребенком была неуплата страховых взносов.