Каковы перспективы российского рынка лекарственных препаратов

| статьи | печать

Изучили их эксперты Центра аналитики и экспертизы ПСБ в рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики.

Согласно данным аналитиков ПСБ, объем фармацевтического рынка России в 2021 г. составил 2,3 трлн руб. при росте в 13%. С учетом вакцинации от COVID-19 емкость рынка оценивается в 2,4 трлн руб., что соответствует 14-му месту среди ведущих стран мира. Из-за волатильности курса рубля годовая динамика в долларах и евро чуть ниже — 9 и 5% соответственно.

Чуть более половины рынка занимает коммерческий сектор лекарственных препаратов. За 2021 г. сегмент вырос всего на 3,4%. В натуральном выражении сегмент сократился на 7,7% из-за снижения покупательской способности населения. Однако за первую половину 2022 г. сегмент вырос на 29%, до 713 млрд руб. Рекордный рост авторы исследования связывают с ажиотажным спросом в марте.

Почти 36% занимает государственный сектор лекарственных препаратов, который растет наиболее динамично — почти на 13% за год. Драйвером роста оказались поставки препаратов от COVID-19 в стационары и поликлиники.

Около 14% занимает сектор аптечных продаж парафармацевтических форм (биологически активные добавки, витамины, иммуностимулирующие препараты и изделия медицинского назначения).

Импорт на российском рынке лекарств с 2018 г. сократился с 59 до 55%, что свидетельствует аналитикам ПСБ о процессе импортозамещения. За 2021 г. объем импортных препаратов вырос на 11%, а локализованных — на 18%. В натуральном выражении локализированные препараты упали сильнее, чем импортные, — на 9% против 5%.

В июне 2022 г. из препаратов, реализованных на рынке, почти 66% в натуральном выражении и 45% в денежном произведены на территории России.

По итогам текущего года, по данным компании «Яков и партнеры», на которые ссылается РБК, фармацевтический рынок может вырасти на 20% и составить 2,8—2,9 трлн руб.

Доля оригинальных препаратов на российском рынке составила более 44%. В последние годы она растет благодаря госзакупкам дорогостоящих препаратов. Почти 56% препаратов на рынке — дженерики.

В 2021 г. доля локализованных лекарственных препаратов в денежном выражении составила 45%. Из них пятая часть производится «дочками» иностранных компаний, остальное — отечественными. Российским экспортом было охвачено 135 государств на сумму около 1 млрд долл.

Российские компании активно локализуют производство зарубежных препаратов. В 2018 г. национальные компании производили 30% локализованных препаратов, а в 2021 г. — уже 36%.

Производители и оборудование

На отечественном рынке представлена продукция 550 российских производителей, которые обладают 2581 брендом и поставляют 9083 SKU (артикул). Иностранные препараты, потребляемые в России, производят 570 зарубежных компаний. Они поставляют на наш рынок препараты 3290 брендов и 8757 SKU.

Таким образом, заключают авторы исследования, иностранные компании продают оригинальных препаратов на 27% больше, чем национальные производители. Российская фармацевтическая отрасль преимущественно выпускает небрендированные дженерики.

Лидером по поставкам на российский рынок в рублях является немецкий химикофармацевтический концерн Bayer AG, который в мировом рейтинге находится на 16-й позиции. Он выпускает такие известные препараты и добавки, как аспирин «Байер», «Алка-Зельтцер», «Супрадин». Он занимает 4,5% внутреннего рынка и не имеет производственных площадок в России. В марте он объявил о прекращении рекламы и замораживании инвестиционных проектов в России и Белоруссии. Поставки препаратов сохраняются.

В натуральной номинации лидером является крупнейший российский производитель «Фармстандарт», который занимает 7,6% рынка. Его основные бренды — «Арбидол», «Амиксин», «Имудон», «Термикон», «ИРС-19». В денежном выражении «Фармстандарт» находится лишь на 14-й позиции.

Объем производства российского оборудования для изготовления лекарственных препаратов не превышает 30%. Остальные 70% импортируются, главным образом из Китая, Германии, США и Индии.

В текущем году ряд европейских производителей оборудования для фарминдустрии (Syntegon, GEA, Sartorius, Cytiva) начали отказываться от поставок в Россию запчастей, хотя они не попали под западные санкции. Производители препаратов вынуждены копировать необходимые детали и искать производителей подобного оборудования в Китае и Индии.

Но аналитики ПСБ отмечают, что в настоящий момент ситуация с оборудованием стабильная — российские производители запаслись комплектующими в достаточном количестве еще в начале пандемии.

Заменить можем

Хотя с февраля 2022 г. ни один из зарубежных производителей лекарств не ушел с российского рынка, доля компаний из недружественных стран занимает более его половины. В силу высокой доли курс на импортозамещение обязателен и взят далеко не сегодня, констатируют исследователи.

В октябре 2021 г. Минпромторг представил десятилетнюю программу развития российской фармацевтической индустрии «Фарма-2030», которая стала преемницей предыдущей программы «Фарма-2020». Согласно отраслевой стратегии, объем производства лекарственных препаратов должен составить не менее 1,2 трлн руб. в год, доля локально произведенных лекарств от общего рынка — не менее 42% в денежном выражении. 80% стратегически значимых лекарств должны быть локализованы в России до полного цикла производства, стандартные образцы должны быть локализованы не менее чем на 50%.

Объемы экспорта российской фармацевтической продукции предполагалось увеличить в два раза и довести до 30% от производства, а сбытом планировалось охватить 70% стран.

Сейчас Минпромторг планирует ускорить развитие ряда направлений. Например, стандартные образцы препаратов планируется полностью локализовать уже к 2024 г.

Главным приоритетом стратегии станет «инновационное импортозамещение, основанное на ускоренном и эффективном внедрении перспективных лекарственных разработок, в первую очередь отечественных». Таким образом, предполагается делать акцент не на выпуск дженериков, а на разработку и выпуск новых препаратов с полным производственным циклом на территории России. Такой подход подразумевает существенные инвестиции в НИОКР и построение фармацевтической промышленности по образцу развитых стран.

В настоящий момент лишь 20% производимых в России препаратов являются строго отечественными, так как 80% сырья импортируется. Поэтому в стратегии предусмотрено расширение производства действующих веществ и сырьевых ингредиентов, необходимых для их производства. В частности, к концу 2030 г. ожидается, что 90% стратегически значимых лекарств будут производиться в России по полному циклу.

В ходе работы в рамках предыдущей стратегии «Фарма-2020» российские производители научились быстро выводить на рынок дженерики. Активно развиваются и отечественные разработки. Так, количество клинических исследований российских препаратов для «прорывной терапии» с начала 2022 г. выросло на 17%.

Доля исследований российских препаратов, включая оригинальные, выросла с 49% в предыдущем году до 82% в настоящем. Например, российский «Биокад» в августе 2022 г. получил разрешение на проведение клинических испытаний генотерапевтического препарата против спинальной мышечной атрофии.

Компания «ГЕНЕРИУМ» в текущем году проводит первое в России клиническое исследование биомедицинского клеточного продукта для лечения пациентов с дефектами хряща коленного сустава. Также в 2019 г. она получила разрешение на проведение клинических испытаний препарата для лечения острого лимфобластного лейкоза.

Бесспорным достижением российской фармакологии считается разработка и выпуск вакцины от коронавируса «Спутник V». Вакцина прошла все три фазы испытаний, результаты которых опубликованы в авторитетном международном медицинском журнале The Lancet. Было доказано, что вакцина дает практически полную защиту от тяжелых форм заболеваний ковидом.

Вакциной было обеспечено все население России, она выведена на рынки 40 зарубежных стран, 19 из которых ее зарегистрировали. Успех «Спутника», справедливо считают эксперты ПСБ, открывает возможности продвижения на внешние рынки других наших инновационных препаратов, для производства которых строятся новые мощности.

Например, «Фармстандарт» готовится с 2023 г. запустить производство жизненно важного лекарства для пациентов с гемофилией. В текущем году будет закончено строительство нового цеха на «Фармстандарт-УфаВИТА». Выпуск лекарства начнется в 2023 г. Объем инвестиций составит 1,6 млрд руб.

Помимо научно-практической стороны разработок, остро встают вопросы стабильного рыночного спроса и финансирования. Для их решения Минпромторг разрабатывает новую «квазиплановую» модель импортозамещения в ряде отраслей, в том числе в производстве оборудования для фармпромышленности. Она будет основана на крупных «якорных» проектах, гарантирующих долгосрочный спрос. Вместе с офсетными инвестиционными контрактами (встречными инвестиционными обязательствами) эта конструкция уже с осени текущего года должна начать стимулировать российских предпринимателей активнее инвестировать в жизненно важные высокотехнологичные проекты.

Конкурсы с подобным финансированием уже проводятся в Подмосковье и Санкт-Петербурге, отмечают аналитики ПСБ.

 

Топ-5 производителей препаратов в 2021 г.   

По стоимостному объему

По натуральному объему

компания

доля, %

компания

доля, %

Bayer

4,5

«Фармстандарт»

7,6

«Отисифарм»

4,4

«Отисифарм»

4,1

Novartis

3,8

«Озон»

4,1

Stada

3,5

Stada

4,0

Sanofi

3,3

Teva

3,1

Источник: ПСБ по данным DSM Group