Как отразятся на российском рынке алкогольных напитков западные санкции

| статьи | печать

Впритык к новогодним каникулам Центр аналитики и экспертизы ПСБ в рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики представил свое мнение по вопросу, вынесенному в заголовок. Мнение обнадеживает.

Сначала, следуя требованиям законодательства и примеру экспертов ПСБ, напомним предупреждение Минздрава: «Употребление алкоголя вредит вашему здоровью». И чтобы лишний раз не раздражать уважаемое ведомство, а также из-за ограниченности места на полосе мы опустим обстоятельный и познавательный рассказ авторов исследования о ведущих игроках рынка крепкого алкоголя и их продукции (к слову, широко представленной в торговых сетях и хорошо известной ценителям), ограничившись самыми общими сведениями о них.

Итак, по данным аналитиков ПСБ, отечественные компании обеспечивают порядка 90—95% потребления крепкого алкоголя, но под санкции попали их экспортные поставки в Европу и США. Также в июне 2022 г., в рамках шестого пакета санкций, Еврокомиссия запретила импорт алкоголя в Россию, что и стимулировало авторов исследования более детально рассмотреть перспективу импортозамещения.

Динамика потребления

C 2017 по 2021 г. внутреннее потребление алкогольных напитков (за исключением пива и пивных напитков) увеличилось на 2,7%, до 229 млн дал (декалитров). Лишь в 2020 г. спрос на напитки временно снизился всего на 0,05%, до 227 млн дал, что эксперты ПСБ связывают с закрытием торговых площадей и ограничением на работу ресторанного бизнеса.

Среднегодовые темпы прироста спроса за указанный период составили 0,5%. Довольно умеренный рост по сравнению с другими европейскими государствами и странами постсоветского пространства авторы исследования объясняют увеличением расходов населения на продукты питания в условиях снижения реальных располагаемых доходов и развитием внутреннего туризма. Увеличение количества отдыхающих внутри страны привело к росту потребления ими напитков на внутреннем рынке.

Несмотря на увеличение абсолютного потребления водки, доля ее на рынке снизилась на 0,6 п.п., до 32,1%. При этом вырос удельный вес коньяка (+0,6 п.п., до 5,3%), вина (+1,7 п.п., до 29,6%) и шампанского (+0,9%, до 8,5%), отмечают аналитики ПСБ.

Они также констатируют, что потребление алкоголя на душу населения в последние годы снижается вопреки росту спроса, особенно после 2014 г. По данным ОЭСР, с 2010 к 2019 г. душевое потребление алкоголя уменьшилось на 31,6%, до 10,8 л/чел., что практически равно уровню Германии.

По мнению ВОЗ, снижение подушевого потребления в России связано, во-первых, с эффективным национальным алкогольным регулированием.

Во-вторых, в российском обществе получают распространение идеи здорового образа жизни. В-третьих, влияет регулярное повышение акцизов на алкогольную продукцию.

Внутренний спрос на алкогольные напитки практически полностью обеспечивается российским производством — доля импорта составляет не более 4—5% от потребления, отмечают авторы анализа.

Импорт

По их данным, в 2021 г. в Россию было завезено 10 млн дал крепких алкогольных напитков (около 4,4% общего потребления), что на 26% выше уровня 2020 г. Основная часть импортного объема приходилась на спиртовые настойки, ввоз которых вырос на 28,6%, до 4,3 млн дал. Импорт виски составил 2,8 млн дал (+18%), водки — 1,3 млн дал (+31%), рома и тафии — 0,4 млн дал (+12%).

В 2021 г. наша страна импортировала крепкий алкоголь из 67 стран. Как и в 2020 г., крупнейшими продавцами стали европейские и постсоветские страны — Армения, Великобритания, Республика Беларусь, Франция, Казахстан и Грузия. В том числе поставки из Армении и Великобритании увеличились на 45,3 и 21,7% — до 2,8 млн и 2,5 млн дал соответственно.

В нашу страну в основном завозился относительно дорогой алкоголь всемирно известных компаний — Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat), Diageo (Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys), Bacardi (Dewar’s, William Lawson’s) и другие.

В связи с введением санкций странами Запада в отношении алкогольной продукции поставки из зарубежных государств резко сократились. В первой половине 2022 г. импорт алкоголя в Россию, по оценкам аналитиков ПСБ, сократился на 34%, до 2,7 млн дал, в том числе поставки виски снизились на 48%, до 0,6 млн дал, водки — на 42%, до 0,3 млн дал, и ликеров — на 37%, до 0,1 млн дал.

Максимальное месячное снижение импорта они оценивают в 60% год к году, но далее, по их мнению, пойдет его восстановление за счет параллельного импорта.

Алкоголь в Россию в основном импортировался российскими компаниями, которые сотрудничают с ключевыми производителями. В качестве примера авторы исследования сообщают, что до недавнего времени Beluga Group в своем импортном портфеле имела более 100 брендов, востребованных в России.

Производство

В 2021 г. производство алкогольных напитков снизилось на 0,3%, до 189,6 млн дал. При этом эксперты ПСБ отмечают, что его динамика в ключевых категориях различалась.

На фоне вступления в силу закона «О виноделии и виноградарстве», согласно которому продукцию из импортных или отечественных виноматериалов нельзя называть вином, ее можно реализовывать только как винные напитки, производство винодельческой продукции сократилось на 3,4%, до 42,7 млн дал.

В то же время производство водки увеличилось на 1,9%, или 1,5 млн дал, до 81 млн дал.

За семь месяцев 2022 г. на фоне сокращения импорта производство алкоголя внутри страны выросло на 11%, до 100,7 млн дал. В частности, выпуск водки за январь — июль 2022 г. увеличился на 10,5%, до 43,3 млн дал, игристых вин — на 30%, до 6 млн дал, ликеро-водочных изделий крепостью свыше 25% — на 31%, до 6,8 млн дал, коньяка — на 19,5%, до 4,9 млн дал, а слабоалкогольной продукции — на 52%, до 9,6 млн дал.

Экспорт

В 2021 г. Россия экспортировала 2,9 млн дал крепких алкогольных напитков, или 1,5% от общего производства, что на 12,7% выше уровня 2020 г. Основная доля поставок на внешние рынки приходилась на водку. Ее отгрузки выросли на 6,3%, до 2,5 млн дал.

Экспорт виски составил 6,4 тыс. дал (+41,4% год к году), спиртовых настоек из винограда (коньяк, бренди, граппа и др.) — 39,1 тыс. дал (+43,9%), джина и можжевеловых настоек — 53,2 тыс. дал (+156,7%).

Рост экспорта крепкого алкоголя из России в 2021 г. аналитики ПСБ обусловливают ослаблением коронавирусных ограничений на ключевых международных рынках (Великобритании, Германии, стран СНГ и Балтии), возобновлением авиасообщения, повышением количества туристов в канале беспошлинной торговли.

Наша страна экспортировала крепкий алкоголь в 72 государства. Как и в 2020 г., крупнейшими импортерами стали западные и постсоветские страны — Великобритания, Казахстан, Германия, Украина и Латвия.

Поставки в Казахстан и Германию увеличились на 58,3 и 23,5% — до 386 тыс. и 351 тыс. дал соответственно. В свою очередь, отгрузки крепких алкогольных напитков в Великобританию снизились на 5,4%, до 511 тыс. дал. В число ключевых стран — импортеров российского алкоголя вошли Украина (334 тыс. дал), Латвия (260 тыс. дал) и Армения (127 тыс. дал).

Авторы исследования полагают, что в 2022 г. экспортные поставки сократятся из-за санкционных ограничений.

Крупнейшие производители

В настоящее время производство алкогольных напитков на территории России осуществляют более 500 компаний. В 2021 г. суммарный объем выручки отрасли составил более 700 млрд руб. Эксперты ПСБ констатируют, что рынок алкогольной продукции вполне диверсифицирован, в отличие от безалкогольной продукции.

Лидирующее положение на водочном рынке занимают четыре компании — Beluga Group, Roust, «Татспиртпром» и АСГ. Крупнейшие производители, поставляющие на рынок коньяк, — Beluga Group, Кизлярский коньячный завод, ООО «Армянский коньяк», завод «Альянс — 1892», ООО «Сордис», Ставропольский винно-коньячный завод и несколько других предприятий.

В 2021 г. крупнейшие производители выходили в новые для себя категории, отмечают авторы анализа.

Заменить можем

Они констатируют, что после введения санкций в отношении России и нарушения логистических цепочек крупнейшие западные производители крепких алкогольных напитков приостановили свою дистрибьюторскую деятельность, что затрудняет поступление импортного алкоголя на российские прилавки.

В настоящее время Минпромторг прорабатывает механизм параллельного импорта алкогольной продукции, в том числе премиальной. Предполагается импортировать без согласия правообладателей, в частности, шампанское Veuve Clicquot; вермуты Martini и Cinzano; виски Jack Daniel’s, Jim Beam, Hennessy, Johnnie Walker, Chivas; ром Captain Morgan, Havana Club, текилу Olmeca и другие напитки.

«По нашему мнению, снижение импорта из недружественных стран отчасти будет компенсировано развитием собственного производства и ввозом из постсоветских государств. Сокращение импорта, вероятно, превысит снижение экспорта. Разница будет скомпенсирована за счет увеличения загрузки мощностей российских предприятий», — считают аналитики ПСБ.

Такой вывод они делают по результатам семи месяцев ушедшего года — производство в России выросло на 11%.

Добавим более свежие данные Росстата за 11 месяцев 2022 г. Производство водки в годовом измерении выросло на 5,3%, коньяка — на 13,4%.

 

Структура производства алкогольных напитков, млн дал

Напиток

2019

2020

2021

Водка

83,6

79,5

80,9

Коньяк

9,2

8,2

8,0

Вино

44,5

45,8

40,7

Шампанское

13,2

13,2

12,9

Иные виды алкогольной продукции

55,7

43,5

47,0

Всего

206,3

190,2

189,6

Источник: Росалкогольрегулирование и ПСБ Аналитика