Каковы возможности России заместить импорт электроламп

| статьи | печать

Изучил вопрос Центр аналитики и экспертизы Промсвязьбанка в рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики. Свет будет, успокаивают исследователи, но есть над чем поработать.

Согласно данным аналитиков ПСБ, российский рынок ламп и осветительных приборов во время пандемии в 2020 г. просел в годовом измерении на 15,7%. Это они объясняют в основном сжатием спроса в коммерческом секторе. В 2021 г. он частично восстановился, но в 2022-м по нему ударили антироссийские санкции — оказались затруднены импортные поставки как конечной продукции, так и комплектующих. Между тем зарубежные игроки контролировали 70% российского рынка ламп, из чего возникает тревожный вопрос, что его теперь ожидает.

Немного истории

Эксперты ПСБ рассказывают в аналитическом обзоре, что до 2011 г. в России использовались в основном лампы накаливания, которые с течением времени постепенно заменялись люминесцентными и светодиодными (LED) лампами.

Очевидными преимуществами лампы накаливания стали устойчивость к скачкам напряжения и низкая цена. Однако КПД этого устройства находится на уровне 5—10%. Другими словами, большая часть электроэнергии расходуется на обогрев окружающей среды посредством инфракрасного излучения.

Второй тип ламп по распространенности после ламп накаливания — люминесцентные, которые относятся к более широкой группе газоразрядных ламп. В этих лампах нагревается ртуть, которая создает электрический разряд, излучающий ультрафиолет. Под его воздействием люминофор излучает привычный всем белый свет.

Люминесцентные лампы в пять раз более экономичны по сравнению с лампами накаливания, имеют высокую светоотдачу и поэтому нашли широкое применение при освещении не только жилых, но и нежилых помещений — производственных, складских, офисных и т.д. Для глаза их освещение более приятно, так как источник света распределен по большой площади. Они не перегорают, как это случается с лампами накаливания.

Однако авторы анализа отмечают, что наличие ртути в люминесцентных лампах повышает требования к их эксплуатации и утилизации. Поэтому современный тренд в освещении — светодиодные лампы.

Светодиодный источник света на порядок эффективнее лампы накаливания, а его срок службы выше в 30—40 раз. Светодиодные лампы не мерцают и не зависят от внешней температуры, поэтому могут эффективно использоваться для наружного освещения. Невосприимчивость к вибронагрузкам продлевает жизнь светодиодным лампам на транспорте.

В отличие от люминесцентной лампы светодиодная начинает светить сразу, а не разогревается в течение нескольких минут. Кроме того, эти лампы не содержат вредных веществ, поэтому их утилизация безопасна.

Процесс вытеснения ламп накаливания был ускорен после введения с 2011 г. запрета на импорт, выпуск и реализацию 100-ватных ламп накаливания. А муниципальные и государственные предприятия были лишены права закупки ламп накаливания.

Ежегодно в России на освещение тратится 110 млрд кВт·ч электроэнергии, что составляет 12% от общего энергопотребления. Полная замена ламп на современные светодиодные и внедрение «умных» систем управления освещением позволит сэкономить до 50% от указанного объема, информируют аналитики ПСБ.

Новые требования к осветительным приборам и лампам были введены в 2017 г., но коснулись они только общественных и производственных помещений. Вместе с тем около 30% потребителей все еще отдают предпочтение двухцокольным люминесцентным и классическим лампам накаливания в силу более низкой цены.

Конъюнктура внутренняя и внешняя

За 2016—2020 гг. предложение электрических ламп в России снизилось вслед за спросом на 15% (или на 207 млн штук), до 1200 млн единиц. Авторы обзора приводят данные РБК, согласно которым снижение произошло за счет сокращения внутреннего производства на 170 млн штук.

В настоящее время лидирующее положение на внутреннем рынке ламп занимают российские производители. По выручке за 2021 г. в тройку лидеров входят «Световые технологии», «Группа Кремний ЭЛ» и ОСРАМ. Компании в основном собирают лампы из китайских комплектующих.

В 2020 г. физический объем российского экспорта ламп составил 142 млн штук, что на 6,2% выше уровня 2019 г. То есть экспортировалась каждая восьмая лампа, произведенная в России. В стоимостном выражении экспорт составил 53 млн долл., что незначительно в масштабах страны, но ощутимо для небольших предприятий отрасли. В структуре российского экспорта ламп в натуральном выражении по итогам 2020 г. ключевую долю занимали лампы накаливания (44%), газоразрядные (28%) и светодиодные (22%). Основными покупателями продукции российского производства были Франция, Республика Беларусь и Казахстан.

С 2016 по 2020 г. спрос на лампы в России снизился на 21% — с 960 млн до 756 млн штук (по данным BusinesStat). Снижение произошло в ходе постепенного перехода на светодиодные лампы, что увеличило «срок жизни» осветительных приборов. За этот период продажи светодиодных ламп выросли в 2,2 раза и составили 409 млн штук (или 54% рынка).

Импортная продукция занимает 87% российского рынка. В 2020 г. российский импорт ламп в целом по всем сегментам в физическом выражении сократился на 8% к уровню 2019 г. и составил около 660 млн штук, хотя весь рынок просел на 11%. Это свидетельствует аналитикам ПСБ о большей конкурентоспособности импортной продукции.

Основная доля в структуре российского импорта ламп приходится на светодиодные лампы — 61,5%. Около 77% ламп в России поступает из Китая, который представлен ведущим поставщиком — Xiamen Neex Optical Electronic Technology Co., Ltd.

По итогам 2021 г. продажи в сегменте «лампы и осветительные приборы» увеличились на 20%.

Традиционно доля импортной электротехнической продукции в розничных продажах составляет 60—70%, что меньше, чем на оптовом рынке. Доля снижается из-за ухода ряда европейских производителей электротехники, например Ikea и Philips.

Из этого авторы анализа ожидают, что в 2022 г. может сложиться временный дефицит определенных видов продукции, как правило, в высоком ценовом сегменте. В I квартале 2022 г. из-за всплеска спроса цены на лампочки выросли более чем на 13%, а на осветительные приборы — более чем на 16%. Но уже в апреле и в мае спрос снизился.

«Мы прогнозируем рост объемов поставок из Китая, Турции и Индии, а также наращивание выпуска ламп и осветительных приборов в России», — заключают аналитики ПСБ.

Рынок оборудования для производства ламп представлен большим количеством иностранных фирм, в том числе Cree, Epistar, Bridgelux, Chimei, которые и занимают большую часть рынка (около 70%). Главным российским предприятием — производителем полного цикла является ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».

Заменить можно

Основные компании — поставщики ламп (в основном из Китая) не собираются покидать российский рынок. Лампы не являются подсанкционным товаром, и ограничений на их импорт не ожидается. Таким образом, констатируют авторы обзора, на рынке будут присутствовать как отечественные производители, так и иностранные. В случае ухода одного или даже нескольких игроков из европейских стран (Польша, Германия и др.), доля которых не превышает 2% российского рынка, отечественные и китайские производители смогут оперативно заместить их продукцию, убеждены эксперты.

Они приходят к выводу, что в этой гипотетической ситуации, при сопоставимом качестве, в условиях снижения реальных располагаемых доходов ключевым фактором совершения покупки для домохозяйств будет цена. Но российские светодиодные источники света превышают в цене свои китайские аналоги. Стоимость китайской светодиодной лампы варьируется в пределах 250—400 руб., в то время как лампа российского производства будет стоить не менее 500 руб.

«Таким образом, для наращивания процесса импортозамещения российским производителям светодиодных ламп необходимо снижать себестоимость. Для этого целесообразно повышать производительность, наращивать объемы производства для расширения масштаба и выходить на новые рынки сбыта в Азии, Африке и на Ближнем Востоке», — рекомендуют аналитики ПСБ.

 

Крупнейшие российские производители ламп

Компания

Выручка за 2021 г., млн руб.

ООО «МГК „Световые технологии“»

6019,4

ЗАО «Группа Кремний ЭЛ»

2632,2 (данные за 2018 г.)

ООО «ОСРАМ»

2163,2

ООО «ЭлектроЛайтинг»

842,8

ООО «Лед-Энергосервис»

788,1

ООО «Бел Лайт Групп»

413,7

Источник: ПСБ Аналитика и СПАРК-Интерфакс

 

Экспорт ламп из России в 2020 г.

По типу ламп

%

Лампы накаливания

44

Лампы газоразрядные

28

Лампы ультрафиолетового или инфракрасного излучения

6

Лампы светоизлучающие диодные (LED)

22

По странам

%

Франция

38,9

Республика Беларусь

17,5

Казахстан

12,2

Украина

7,3

Азербайджан

5,6

Германия

3,1

Прочие страны

15,5

 

Импорт ламп в Россию в 2020 г.

По типу ламп

%

Лампы накаливания

33,1

Лампы газоразрядные

3,9

Лампы ультрафиолетового или инфракрасного излучения

1,5

Лампы светоизлучающие диодные (LED)

61,5

По странам-производителям

%

Китай

77,2

Республика Беларусь

9,1

Польша

6,0

Кыргызстан

2,4

Прочие страны

5,2

Источник: ПСБ Аналитика