Невостребованные земли – как урегулировать их правовое положение?

| статьи | печать

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект Федерального закона №196023–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - законопроект). Он касается изменений в регулировании правового положения невостребованных земельных долей

Рассмотрим детально его особенности.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что предлагаемые изменения направлены на совершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731. 

В обоснование новеллы в пояснительной записке указано, что предлагаемый законопроектом механизм вводится в интересах собственников земельных долей и будет способствовать восстановлению качества почв, уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также позволит сохранить имущество в надлежащем, пригодном для использования в целях сельскохозяйственного производства состоянии.

Существенные изменения в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), предлагаемые законопроектом, заключаются в следующем:

  • Предлагается в п. 2 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ из перечня случаев, при которых доля может быть признана невостребованной, исключить случаи, когда собственник доли умер и отсутствуют наследники либо по разным причинам наследники не вступили в права наследования. Фактически из Закона № 101-ФЗ исключены слова о вымороченном имуществе в формулировке ч. 1 ст. 1151 ГК РФ.
  • Вводится новая ст. 12.2, согласно которой наследование земельных долей, в том числе земельных долей, являющихся выморочным имуществом, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Ранее в Законе № 101-ФЗ прямо невостребованная доля не приравнивалась к вымороченному имуществу. В гражданском законодательстве вопрос наследования вымороченных долей в земельном участке урегулирован в ст. 1151 ГК РФ. Следует отметить, что в ч. 3 ст. 1151 ГК РФ при разрешении вопроса о порядке наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований делается отсылка на закон. 
  • Вводится новая статья 19.3, проводящая временной водораздел между судебным и внесудебным признанием права муниципальной собственности на невостребованные доли в земельном участке. 

До 01.01.2025, чтобы признать право муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с соответствующим требованием.

После 01.01.2025 лицо, чья земельная доля признана невостребованной, утрачивает право собственности на такую земельную долю, а поселение или муниципальный, городской округ, на территории которых расположен земельный участок, земельная доля которого признана невостребованной, либо муниципальный район в случае, если земельный участок, земельная доля которого признана невостребованной, расположен на межселенной территории, приобретает на указанную земельную долю право муниципальной собственности. 

Такое «автоматическое» правило не распространяется на невостребованные земельные доли, в отношении которых подано исковое заявление о признании права муниципальной собственности в соответствии с п. 1 ст. 19.3.

Таким образом, с 01.01.2025 порядок признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли существенно упрощается, поскольку становится внесудебным. Такой правовой режим невостребованной земельной доли фактически сходен режиму вымороченного имущества.

Логичным приведением в соответствие с новыми пп.1-2 ст 19.3 стало признание утратившим силу п. 8 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ о праве органа местного самоуправления обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

В пояснительной записке к законопроекту в обоснование отказа от судебной процедуры признания муниципального права собственности указано, что действующий порядок затягивает процедуру их вовлечения в оборот, а в большинстве случаев делает ее невозможной, поскольку признание земельной доли невостребованной осуществляется органами муниципальной власти в суде, как правило, при отсутствии ответчика, поскольку его местонахождение неизвестно.

Подводя итог обзора поправок, отметим следующее.

Поправки, по утверждению разработчиков, преследуют своей целью упрощение и оптимизацию процедуры вовлечения в оборот невостребованых долей. Фактически поправки отменяют судебный порядок признания муниципального права собственности на невостребованные земельные доли.

Насколько отказ от судебной проверки в состязательном судебном процессе объективным и беспристрастным судом будет соответствовать интересам лиц, претендующих на невостребованные земельные доли, покажет практика.

Прикрепленные файлы: