Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 786: как изменятся контрольные (надзорные) мероприятия с сентября

| статьи | печать

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 786 в числе прочего внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604. В частности, с 22.09.2022 определен порядок предоставления информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии (далее — КНМ) другому органу, а также выделение в паспорте КНМ блока о судебных решениях, принятых по результатам КНМ. Рассмотрим изменения подробнее.

По большей части изменения направлены на систематизацию сведений о проводимых контрольных (надзорных) мероприятиях, актуализацию информации о них сообразно изменению закона в данной сфере. Такой подход позволит прокуратуре, контролирующим и надзирающим органам упростить проведение анализа своей деятельности. В то же время эти изменения, на наш взгляд, могут привести к усложнениям статистических форм и данных, которые будут отвлекать сотрудников контролирующих органов от основного вида деятельности, толкая на формальный подход к исполнению своих обязанностей.

Наряду с прочими изменениями в паспорте КНМ выделен блок «Сведения о судебных решениях, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий». Нельзя сказать, что он является чем-то абсолютно новым, поскольку в ряде случаев контролирующие органы ранее уже вносили схожие сведения о КНМ, описывая его результаты и принятые меры реагирования.

Так или иначе, анализируемым постановлением установлено, что данный блок будет содержать сведения как о результатах судебного обжалования решений и действий контролирующих органов, так и о рассмотрении судами принятых мер реагирования. При этом сведения о судебных актах должны быть внесены в паспорт КНМ в течение одного дня с момента их вступления в законную силу, что, на первый взгляд, представляется сложной задачей. Это обусловлено принятием значительного числа судебных актов в анализируемой сфере судами общей юрисдикции, чья автоматизированная система не отличается особой оперативностью отображения сведений о результатах рассмотрения дел и движения по ним.

Даже в случае с картотекой арбитражных дел контролирующим органам придется отслеживать и самостоятельно отсчитывать установленный законом срок вступления акта в законную силу. Неочевидной является и перспектива внесения в паспорт КНМ сведений о судебных актах судов апелляционной и кассационной инстанций.

Изменения при правильном и своевременном внесении в паспорт КНМ сведений о судебных актах могут существенно упростить поиск информации о результатах КНМ, законности или незаконности принимаемых мер реагирования. В первую очередь это полезно в рамках разработки правовой стратегии защиты по публично-правовым спорам.

К примеру, если проверка была организована по поручению Правительства РФ по всей стране, но по достаточно узкому вопросу, в рамках правовой защиты клиента проводился сплошной анализ результатов исполнения этого поручения, его результат накладывается на ситуацию клиента и в числе прочих доводов указывается, что в релевантных ситуациях меры реагирования не принимались, поскольку какого-либо нарушения другие подразделения не выявляли. Подобный срез при правильной интерпретации выглядит достаточно убедительно для суда.

Очевидна и другая сторона медали. Таким срезом могут пользоваться и контролирующие органы, для того чтобы сориентироваться на результаты проверок коллег в других регионах и распространить «положительный опыт» в своей юрисдикции.