Производители продуктов налаживают нарушенные из-за санкций цепочки поставок

| статьи | печать

Торговые сети фиксируют рекордно низкий уровень сервиса со стороны поставщиков — необходимые для обеспечения потребностей покупателей продукты не поставляются или поступают в магазины с задержкой. Причины — трудности, которые испытывают производители в связи с геополитическим кризисом. Чаще всего цепочки поставок нарушаются из-за проблем с импортными партнерами, роста себестоимости продукции и хакерских атак на инфраструктуру производственных предприятий.

Вызовы, с которыми производители продуктов питания и торговые сети столкнулись в марте, когда в стране разразился геополитический кризис, участники рынка и эксперты обсудили на онлайн-конференции «FOOD & RETAIL: перспективы и возможности». По словам Натальи Греховой, директора цепи поставок торговой сети «Перекресток», в настоящее время продуктовый ретейл наблюдает беспрецедентный лавинообразный рост спроса на отдельные категории товаров. Так, взрывной рост показывает бакалея, напитки и все сопутствующие товары.

Недельный спрос на некоторые виды продуктов превышает в шесть-семь раз докризисный месячный уровень. Но этот ажиотаж связан не с ростом потребления, а с тем, что в условиях неопределенности потребители делают запасы продуктов.

О кризисном поведении покупателей в марте в ходе конференции рассказала Елена Самодурова, директор департамента Consumer Panel Services компании ГФК. Проводимые аналитиками замеры показали, что на первой неделе марта продажи FMCG (товаров повседневного спроса) в денежном выражении были на 20% больше по сравнению с первой неделей февраля. Потребители закупали продукты питания и фармацевтические препараты, опасаясь, что часть из них может исчезнуть из продажи.

На третьей неделе марта покупатели продолжили делать массовые закупки, но продуктов питания они уже касались в меньшей степени. Увеличился спрос на товары из категорий: персональный уход — на 56%, товары для животных — на 24%, уход за домом — на 83%, лекарства — на 33%, сигареты и табачные стики — на 9%.

При этом спрос на продукты питания в среднем стал больше всего на 1%. Но в рамках этого сегмента ситуация развивалась неравномерно. Например, спрос на свежие фрукты и овощи сократился на 15%. В тоже время закупки безалкогольных напитков увеличились на 38%, бакалеи — прибавили 27%.

Реагировать на взрывной спрос — довольно сложная задача как для продавцов, так и для поставщиков продукции. «Как следствие, мы видим снижение уровня сервиса поставщиков. На данный момент он рекордно низкий. Такого не было никогда, даже в предыдущие кризисы», — отметила Н. Грехова. По ее словам, на данный момент уровень сервиса поставщиков составляет всего 50% — это означает, что каждая вторая единица продукции, которая нужна для обеспечения потребностей покупателей, не поставляется или поступает ретейлерам с задержкой.

Импортные составляющие — в дефиците

Ситуация усугубляется проблемами, с которыми сталкиваются производители в текущих условиях. Одна из самых значимых — трудности с поставками импортного сырья, упаковки, ингредиентов и оборудования. «В декабре мы оплатили поставку контейнера флаконов из Китая нестандартного размера из редкого темно-коричневого стекла. У нас живые бифидобактерии боятся света и в светлом стекле могут погибнуть, мы дополнительно защищаем их от солнечных лучей, несмотря на то, что флаконы находятся в упаковке. Но компания, которая доставляла контейнер, проделав половину пути, из-за санкций была вынуждена вернуть контейнер в порт», — поделился с «ЭЖ» Владислав Ильин, генеральный директор компании «Био-Веста».

Найти такие флаконы в России сложно. Пока предприятие использует запас, которого должно хватить до сентября, и пытается освободить застрявший контейнер. «Ищем способ его снова растаможить, поскольку он должен вернуться на территорию таможни, ищем другую компанию, которая не испытывает подобных проблем. Это задержит контейнер на срок от одного до трех месяцев и принесет дополнительные траты», — сообщил В. Ильин.

Проблемы с импортными партнерами сейчас приходится решать многим компаниям. «В первый же день введения санкций мы столкнулись с проблемой закупки сырья у наших постоянных поставщиков. Мы не первый год сотрудничаем с производителями в Китае и Европе (в частности, Германии и Швеции). Поскольку у нас был открыт счет в одном из банков, попавших под санкции, возможность оплаты товара зарубежных компаний была заблокирована. Этот вопрос мы решили в течение одного-двух дней — проехались по банкам, оценили условия и сделали выбор в пользу одного из банков, не попавших под санкции», — рассказал «ЭЖ» генеральный директор «Неос Ингредиентс», к.э.н. Кирилл Флегонов.

Казалось бы, счет был открыт, можно работать дальше, но возникла следующая, более серьезная проблема. «Ряд европейских компаний, с которыми мы работали более 20 лет, отказали нам в поставках. Как минимум — на неопределенное время. Плюс абсолютно все поставщики из Европы выдвинули условие в виде 100%-ной предоплаты, включая тех, кто уже отгрузил частично оплаченный товар. Груз стоял на границе, пока мы не перевели полную стоимость каждого заказа, что шло вразрез со всеми договоренностями. Пришлось оперативно решать и этот вопрос, конечно, далось это нелегко, но мы справились», — отметил К. Флегонов.

Ретейлеры и производители пытаются удержать цены

Помимо проблем с поставками, производственные предприятия столкнулись с ростом закупочных цен. «Что касается производства, то порядка 20% поставщиков сырья, молока, упаковки, разнообразных услуг проинформировали нас о повышении цен в диапазоне 10—30%. Это не означает, что мы одномоментно вынуждены покупать все по новому прайсу, у компании есть запасы, каких-то компонентов хватит на месяц, каких-то — на полгода, тем не менее от необходимости закупать сырье никуда не деться», — заключил В. Ильин.

При этом он обратил внимание, что стоимость выросла не только у предприятий, которые торгуют зарубежными компонентами. «Например, стоимость упаковки выросла на 10%, ведь картон вырос на 20%. Казалось бы, с чего бы? В России много картона, но на финский цена выросла на 30%, и наши производители решили не отставать. Приходится все тщательно считать, анализировать, искать альтернативные варианты, но, вероятно, придется и нам в скором времени поднять цены», — поведал руководитель «Био-Веста».

В свою очередь, рост цен, который анонсируют производители, как отмечает Н. Грехова, тоже приводит к паузам в поставках в торговые сети. Ретейлеры не соглашаются с предложениями производителей о повышении цен, которые, по их мнению, сейчас являются неприличными. Начинается переговорный процесс, который занимает много времени.

Еще одна из трех самых распространенных проблем, которые сейчас стопорят деятельность поставщиков продуктового ретейла, — IT-сбои. По словам Н. Греховой, последние несколько недель ряд как крупных, так и мелких поставщиков выпадали из работы по причине нестабильности IT-инфраструктуры. По данным «Лаборатории Касперского», в I квартале 2022 г. количество киберинцидентов в российских компаниях увеличилось в четыре раза.

Этот рост эксперты объясняют, прежде всего, усложнением ландшафта угроз и расширением поверхности атак: злоумышленники используют разные тактики и техники, в том числе комбинированные, и стремятся проникнуть в инфраструктуру компании-жертвы через разные точки входа. При этом в условиях, когда организации лишились отдельных защитных решений из-за приостановки деятельности иностранных вендоров, риски пропустить сложную кибератаку значительно повышаются.

Несмотря на ряд серьезных проблем, большинство опрошенных «ЭЖ» производителей считают, что текущий кризис — это не только новые вызовы, но и новые возможности. «Месяц назад было небольшое снижение заказов, которое, конечно же, связано с напряженным новостным фоном. Но сегодня объемы заказов вернулись к привычному росту. Этому способствует и то, что мы заморозили цены на уровне февраля. В дальнейшем мы рассчитываем на рост заказов, поэтому инвестируем в расширение производства», — рассказал Артур Зеленый, основатель холдинга Performance Group.

Инвестиции компании в обновление производства составят не менее 300 млн руб., часть из которых пойдет на со­здание IT-решений, снижающих влия­ние человеческого фактора на производственный цикл. Московские производственные площади Performance Group планирует увеличить на 3,8 тыс. кв. м.

О расширении производства задумываются и в «Био-Веста». «Я не могу заглянуть в будущее и увидеть, какой конкретно рост возможен, но предусмотрительно изучаю возможность купить или арендовать участок земли для строительства нового цеха. Так уже было: любой скачок курса доллара нам как российскому производителю дает новые возможности сделать шаг вперед. У нас хороший продукт, давно себя зарекомендовавший, так что есть шанс на расширение бизнеса», — отметил В. Ильин.

О том, что, несмотря на временные сложности, сейчас время колоссальных возможностей для многих игроков, говорили и участники отраслевой конференции. Освобождаются ниши, которые раньше занимали зарубежные компании, происходит перераспределение спроса, но серьезного его снижения никто из экспертов не ожидает. Все это говорит о том, что те производители продуктов питания, которые в этих непростых условиях не опустят руки, а подстроятся под новые условия работы, окажутся в выигрыше.

День
Неделя
Месяц